Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 25 червня 2012 року

Какой будет измененная Конституция?

Какой будет измененная Конституция?
На днях Президент Виктор Янукович открыл первое заседание Конституционной ассамблеи, созданной в мае как специальный вспомогательный орган при главе государства. По словам председателя ассамблеи Леонида Кравчука, проект изменений в Основной Закон будет внесен в парламент в конце 2013 – начале 2014 года. МинПром попытался выяснить, что будет представлять собой усовершенствованная Конституция, сообщает "МинПром".
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента не будут усилены. По его мнению, оппозиция опасается не столько усиления полномочий главы государства, потому что они и так на максимуме, а изменения процедуры выборов Президента – того, что они состоятся в парламенте вместо прямых выборов. В то же время политолог убежден, что эти страхи возникают на уровне политического подсознания. Так как сегодня у В.Януковича есть шансы избраться и прямым голосованием, даже при том, что его рейтинги существенно снизились. Но он и в первом туре опережает своих оппонентов, и у него, по словам В.Фесенко, есть достаточно серьезные, хотя и скрытые, резервы во втором туре.

В то же время эксперт предупреждает, что изменение процедуры голосования связано с немалыми рисками. "Мы еще увидим, каким будет новый состав парламента. Рискну предположить, что у Партии регионов не будет не то что конституционного большинства, а будут проблемы и с простым большинством – оно будет создано, скорее всего, будет пропрезидентским, но не таким устойчивым, как нынешнее", – предположил политолог.

Причиной он назвал присутствие в Раде после выборов депутатов-мажоритарщиков: "Это особая категория политиков, они "кошки, которые гуляют сами по себе", с ними надо отдельно договариваться. Президент Леонид Кучма дважды пытался внести изменения в Конституцию, но "обламывался" на депутатах-мажоритарщиках". Поэтому, отметил эксперт, внести изменения в Конституцию будет не так просто, а поскольку речь пойдет о таких чувствительных предложениях, как изменение выборов Президента, это вызовет большие политические конфликты, да и найти необходимые 300 голосов будет крайне сложно.

Однако В.Фесенко подчеркнул, что действительно есть ряд вопросов, которые требуют изменения в Конституцию без того, чтобы касаться организации власти. Среди них: судебная реформа, институт присяжных, институт мировых судей, критерии отбора судей Конституционного суда, изменение статуса самого Конституционного суда, реформа местного самоуправления и связанная с ней реформа административно-территориального устройства.

Он также напомнил, что Президент поставил вопрос укрепления раздела по правам и свободам. "Мне кажется, здесь проблема не в нормах Конституции – они неплохо прописаны. Проблема в другом: эти нормы не всегда исполняются. Кстати, мы видим по ситуации в парламенте, что сами депутаты нередко нарушают прямые конституционные нормы – это касается и личного голосования, и использования чужих карточек. И я думаю, что в Конституции стоит закрепить определенные санкции по отношению к депутатам", – считает политолог.

Кроме того, он убежден, что вопрос об ограничении депутатской неприкосновенности также необходимо рассматривать в рамках конституционных изменений, так как в нынешней ситуации накануне выборов эта инициатива вряд ли найдет поддержку 300 народных депутатов во втором чтении. В целом В.Фесенко одобрил то, что в Конституционной ассамблее будет не так много политиков: "Я сторонник того, чтобы первоначальный пакет конституционных изменений готовился экспертами-конституционалистами и представителями гражданского общества, а политики к этому процессу могут подключиться – так как им придется голосовать за проект изменений в парламенте".

Говоря об инициативе Партии регионов о внесении в Конституцию второго государственного языка, В.Фесенко отметил, что найти 300 голосов за эту идею будет крайне сложно и вряд ли возможно. По его мнению, по этому деликатному вопросу надо искать компромисс, как это сделали в Конституции 1996 года. "Я думаю, что лучше решать проблему на законодательном уровне. Путь, который сейчас предложен, – решить языковую проблему на региональном уровне – правильное решение. Просто надо это решение принимать в межвыборный период, и надо более гибко расставить балансы: необходимо укрепить государственный статус украинского языка и в то же время решить проблему и русского, и других языков на региональном уровне", – сказал он.

Также председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" считает, что до выборов оппозиция точно не подключится к работе Конституционной ассамблеи. К тому же, по его словам, нет ничего нового в таком игнорировании работы над Конституцией с подачи главы государства. Когда Президент Виктор Ющенко создавал Конституционную комиссию, то оппозиция, в которой были и регионалы, и коммунисты, тоже вышла из ее состава. "Это такое классическое политическое оппозиционирование. Тем более перед выборами вряд ли можно ожидать от оппозиции чего-то другого. После выборов – посмотрим. Может быть, кто-то и присоединится, потому что в Верховной Раде появятся новые оппозиционные силы, которые захотят повлиять на конституционный процесс. В любом случае у оппозиции будет возможность повлиять на изменения в Конституцию в стенах парламента", – подытожил политолог.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев убежден, что полномочия главы государства не будет усилены, так как они максимальны. Изменения в процедуре выборов Президента, на его взгляд, также не произойдут, потому что не было смысла созывать Конституционную ассамблею ради того, что можно сделать и без этих усилий. В то же время он предположил, что сами инициаторы создания Ассамблеи до конца не понимают, для чего нужен этот орган. "Кто-то, наверное, считает, что он нужен для Венецианской комиссии. Чтобы продемонстрировать Западу конституционный фасад, что власть, несмотря на дела Тимошенко, Луценко и других оппозиционеров, думает о том, как установить в стране конституционный порядок. Скорее, это товар на внешний рынок, на конституционный экспорт для Запада, призванный успокоить западные элиты и заверить их в том, что Украина не делает откат от демократии и конституционно-правового порядка", – отметил политолог.

Он также сомневается в том, что партии большинства удастся внести в Конституцию второй государственный язык. "Не думаю, что Кравчук и другие члены Конституционной ассамблеи давали согласие на участие в ней для того, чтобы поддержать Партию регионов, изменить статью 10 и конституционно закрепить русский язык как второй государственный. Если Партия регионов на это рассчитывала, то абсолютное большинство Ассамблеи вряд ли на это согласится", – уверен эксперт.

В.Карасев считает, что оппозиция не присоединится к работе Ассамблеи даже после выборов. "Она присоединится тогда, когда эта Конституционная ассамблея действительно будет вынуждена разрешать реальные проблемы в конституционно-политическом развитии страны. А эти реальные проблемы возможны только в условиях глубокого политического и в целом конституционного кризиса. Что не так уж и маловероятно", – уточнил политолог.

Первый заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов заверил, что при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента усиливаться не будут. Он напомнил, что это подтверждал и глава Ассамблеи Леонид Кравчук. Кроме того, по его словам, в работе Конституционной ассамблеи не будет никакой спешки – на разработку изменений дается два года. К тому же политиков в этот орган вошло по минимуму, в нем собраны незаполитизированные специалисты, которые должны выработать общие подходы и сами изменения в Основной Закон. Среди основных направлений работы Ассамблеи М.Чечетов назвал усовершенствование защиты прав и свобод человека, завершение реформы местного самоуправления и введение некоторых положений судебной реформы.

Кроме того, депутат добавил, что Партия регионов будет настаивать на том, чтобы в Конституцию были внесены изменения по языку. "Мы об этом открыто говорили все время. Если на сегодняшний день на украинском языке говорят 60%, а на русском 40%, то думают наоборот, 60% – на русском и 40% – на украинском", – отметил политик. По его словам, сейчас партия большинства не может внести эти изменения, потому что не имеет 2/3 поддержки в Верховной Раде, но надеется, что после выборов наберет 300 голосов и проведет в парламенте эти изменения в новой каденции. "Поэтому сейчас в части выполнения своих обязательств о создании комфортных условий людям другой национальности в языковой сфере мы приняли закон о языках в первом чтении и примем его во втором чтении. А стратегическая задача, записанная в нашей программе, – сделать русский язык вторым государственным. Мы на этом будем настаивать, и эту линию будем проводить, поскольку это поддерживается большинством населения, и де-факто должно стать де-юре", – сказал М.Чечетов. Он добавил, что Партия регионов выступает за то, что чтобы каждый украинец имел право и свободу выбора, в том числе и на свободу языка.

Также замглавы Партии регионов выразил уверенность в том, что оппозиция присоединится к работе Конституционной ассамблеи после парламентских выборов в октябре. "Потому что будет фронтальная зачистка оппозиции. Поэтому и должны сейчас на выборах люди выбрать новую оппозицию – патриотов Украины, которые не будут просить санкции для нашей страны за рубежом. А новая оппозиция этого не позволит – в частности, Виталий Кличко (лидер партии УДАР), Наталия Королевская (лидер партии "Украина – вперед!") и тот же Олег Тягнибок (лидер ВО "Свобода"). И эта новая генерация оппозиции за два года внесет свою лепту в работу Конституционной ассамблеи", – подчеркнул политик.
Джерело: Минпром

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

24 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Из Вакарчука будут пытаться «слепить украинского Макрона»
24 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Риск обострения конфликта на Донбассе в 2018-ммаловероятен
23 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Депортація грузинів виглядає логічною з боку влади
22 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Сейчас наша власть намного больше боится общества, чем четыре года назад
22 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Лукашенко не является самостоятельным игроком
архів коментарів

Персональний кабінет