Нюансы свободной торговли

Эхо крымской встречи
Именно так выглядит решение украинской власти наконец-то сделать шаг навстречу зоне свободной торговли СНГ. Дело в том, что достаточно долго – еще с осени прошлого года – Украина блокировала ратификацию документа. Оказалось, что в новый договор, который должен был заменить подписанное еще в 1994 году соглашение, буквально перед самым подписанием внесли ряд положений. Среди них — возможность введения санкций для тех участников ЗСТ, которые установят режим свободной торговли с третьими странами или объединениями и тем самым изменят структуру своего импорта.
Это коснется ЗСТ между Украиной и ЕС, договор о создании которой парафирован 19 июля. Именно наличие этого ограничения помешало планируемой синхронной ратификации соглашения парламентами России и Украины.
И только 12 июля при подведении итогов заседания пятой украинско-российской межгосударственной комиссии Виктор Янукович пообещал, что Украина в ближайшее время ратифицирует соглашение о зоне свободной торговли с СНГ. Обещание было выполнено: буквально через несколько дней Президент Украины внес документ в парламент. Неудивительно, что сразу же после голосования появились подозрения в «несимметричности» соглашения для Украины, дескать, мы больше теряем, чем получаем.
Усилила подозрения и позиция Комитета по иностранным делам, который предлагал отклонить законопроект, так как у его членов к тексту соглашения много замечаний. В частности, первый заместитель главы комитета Тарас Чорновил, выступая с трибуны парламента, отметил: к договору есть вопросы «юридического, политического и экономического характера». Особенно он подчеркнул отсутствие анализа негативных последствий ратификации документа.
Также вопросы у членов комитета вызывает пункт о рассмотрении споров в арбитражном суде СНГ, поскольку Украина не ратифицировала соответствующее соглашение и не может быть стороной в судебном споре. Кроме этого, нет четкого ответа на вопрос, блокирует или нет договор возможность Киеву обращаться в Страсбургский суд для решения споров.
Есть и другие вопросы к соглашению. Так, количество изъятий и ограничений в соглашении не позволяет, согласно определению ВТО, отнести его к зоне свободной торговли. Это вызвано тем, что за счет специальных договоренностей в части энергоносителей до 70% объема общего баланса подвержено действию ограничений.
Еще одним спорным моментом документа можно назвать проблему разного юридически-правового статуса стран-участниц. Так, Украина, не являясь полноценным членом СНГ, имеет правосубъектный статус, в то время как для других стран – членов Таможенного союза решения принимаются централизованно, при значительном влиянии России.
Эксперты нарекают и на большое количество условий и оговорок, в силу которых условия соглашения могут не выполняться, а Россия сохраняет за собой право на ведение торговых войн против как отдельных украинских предприятий, так и Украины в целом. Неудивительно, что премьер-министр Николай Азаров в интервью украинским телеканалам был вынужден признать, что договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ несовершенен.
И тем не менее, считают украинские эксперты, делать однозначный вывод о проигрыше Киева пока что рано.
Рациональный выбор
Несмотря на то, что Украина и ЕС парафировали текст соглашения о зоне свободной торговли, осталось еще достаточно серьезных политических проблем в отношениях Киева и Брюсселя. Все это говорит о том, что в ближайшем будущем подписания, а тем более ратификации договора с Европейским Союзом добиться будет весьма непросто, а то и невозможно.
То есть украинская власть предпочла синицу в руках европейскому журавлю в небе. Об этом свидетельствуют и слова министра экономического развития и торговли Петра Порошенко: «Если бы мы и дальше тянули с реализацией ранее достигнутых договоренностей, то объем защитных мер по ограничению доступа товаров на российский рынок был бы существенно увеличен. Я не исключаю и введения дополнительных пошлин относительно Украины со стороны России в случае нератификации договора».
Таким образом, подтверждается вероятность шантажа со стороны Москвы: наверняка Киеву намекали о последствиях в случае дальнейшего промедления с ратификацией документа.
Это связано еще и с тем, что из девяти стран, подписавших документ, Украина третьей после России и Белоруссии ратифицировала его. То есть именно наша страна фактически «запустила» соглашение. Связано это с тем, что договор вступает в силу после того, как первые три страны сдадут в исполком СНГ документы о его ратификации, и тогда уже можно говорить о зоне свободной торговли в рамках СНГ как о свершившемся факте.
Кабинет Министров Украины уже анонсировал свои ожидания от реализации соглашения. По мнению чиновников правительства, номинальный ВВП Украины вырастет почти на 37,5 млрд грн ($4,7 млрд), реальный ВВП — на 2,5%, а доход государственного бюджета — почти на 9,4 млрд грн ($1,2 млрд) ежегодно. Николай Азаров отметил, что соглашение будет способствовать свободному товарообороту в рамках СНГ, в частности облегчит доступ украинским товарам на рынки государств Содружества.
Одно из главных преимуществ, по словам премьера, дает статья 7, касающаяся транзита трубопроводным транспортом и предусматривающая разработку и принятие отдельного документа на протяжении шести месяцев с даты вступления соглашения в силу. Киев надеется благодаря этому получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа.
И тем не менее большинство экспертов считают, что присоединение Украины к зоне свободной торговли ничего не изменит в торговых взаимоотношениях Украины со странами-партнерами в рамках СНГ, поскольку в приложениях к документу дублируются изъятия в торговле и тарифы, фиксировавшиеся ранее в двусторонних аналогичных договорах между странами-участницами.
Правда, отдельно стоит отметить снижение рисков введения каких-либо торговых ограничений для Украины со стороны России, Казахстана и Белоруссии — базовой «тройки» Таможенного союза.
Кроме этого, к плюсам ратифицированного документа стоит отнести его согласованность с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, фиксацию существующих изъятий и тарифных ограничений, предусмотренных в двусторонних соглашениях между странами-участницами, а также фиксацию отдельных таможенных тарифов.
В августе Российская Федерация стала полноправным членом ВТО, и теперь спорные торговые вопросы между такими странами-участницами, как Украина, РФ, Молдова, Киргизия, будут решаться в рамках процедур Всемирной торговой организации на основе двусторонних переговоров.
Именно этот факт дает основания надеяться, что зона свободной торговли СНГ наконец-то не просто заработает, но и будет построена на взаимовыгодных принципах. Кроме этого, новое соглашение, основанное на правилах ВТО, позволяет говорить о том, что Украина сможет продолжить свое движение в направлении дальнейшей интеграции с Европейским Союзом.
Интересно, что даже российские эксперты не считают, что ратификацией соглашения о зоне свободной торговли Киев сделал однозначный выбор в пользу СНГ. Пока речь идет исключительно о прагматичном решении, тем более, что в условиях усиливающегося экономического шторма практически все страны пытаются найти новые возможности для повышения своих шансов на экономическое выживание.
Будем надеяться, что Украина сможет найти свой баланс интересов в отношениях с ЕС и Россией. Тем более, что цена ошибки велика как никогда.
Матерiали по темi:
В Украине прокомментировали решение российского суда о Революции Достоинства
Битва за Алеппо и судьба Сирии: эксперт рассказал о роли РФ и США в войне миров
Експерт пояснив, чому США не бачать у РФ загрози безпеці
Путін почекає
«Касетний скандал» Онищенка: чи будуть наслідки?
Возможно, Украине подойдет норвежский формат сотрудничества с ЕС
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.