Русские горки

Вторая половина лета, казалось бы, подарила определенную надежду на оттепель в отношениях между Киевом и Москвой. В течение двух месяцев – 12 июля и 25 августа – состоялись две встречи украинского и российского президентов. Конечно, решить самые насущные проблемы взаимоотношений за такой короткий срок просто невозможно, однако определенная положительная динамика переговоров все-таки появилась. Кроме того, изменилась и информационная составляющая этих встреч – стороны старались сделать акцент на позитиве.
Казалось бы, долгожданная оттепель между Киевом и Москвой действительно наступила. И тем удивительнее был неожиданный откат: в конце августа в украинско-российские отношения вернулась прежняя напряженность. Причем совершенно неожиданно, без каких-либо очевидных предпосылок для нового витка противостояния. Поэтому причины очередного охлаждения нужно искать только в политической плоскости.
Принуждение к интеграции
Накануне встречи в Сочи – 22 августа – из Москвы был сделан первый залп. Генеральный директор ОАО «Аэрофлот»—российские авиалинии» Виталий Савельев заявил, что компания приостанавливает закупку самолетов Ан-148, поскольку они не соответствует критерию цена—качество. Очевидно, что в контексте ожидаемых переговоров подобный шаг выглядел скорее как хорошо спланированный демарш. Тем более, что сам Виталий Савельев признает: проблем с эксплуатацией самолета стало значительно меньше. «Сейчас Ан-148 летает больше 9 часов в сутки. Это очень хороший показатель. То есть он на уровне тех же Airbus…» — добавил генеральный директор «Аэрофлота».
О том, что заявление господина Савельева является частью большой политической игры, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, хотя стоимость самолетов и повысилась (кстати, впервые за три года), но все равно остается на 15% ниже, нежели западных аналогов. Во-вторых, в программе производства задействованы украинский завод «Авиант» и российское Воронежское акционерное самолетостроительное общество. И наконец, в-третьих, еще в мае премьер-министр Николай Азаров сказал, что Россия вместе с Украиной примет участие в серийном выпуске Ан-148. А министр обороны Украины Дмитрий Саламатин ранее заявил, что министерства обороны Украины и РФ готовят соглашение о производстве авиатехники. В июне сообщалось, что минобороны РФ будет закупать в Украине военно-транспортные самолеты Ан-70, Ан-148 и Ан-124 «Руслан».
Но теперь все громкие заявления буквально повисли в воздухе. Сегодня остался только один заказчик Ан-148 — коммерческая авиакомпания «Ангара». В «Ильюшинс финанс» (лизинговой компании, поставлявшей самолеты для России) сказали, что договора о покупке 9 лайнеров не было, подписан лишь меморандум – без обязательств. Сейчас в эксплуатации восемь самолетов Ан-148, еще пять – в разной степени готовности.
И дело тут даже не в самом событии – сколько их было только за последние два года? А за двадцать лет? Заявление Виталия Савельева прозвучало в тот момент, когда в Украине уже почти месяц шла предвыборная кампания. И подобный выпад ударил в первую очередь по правящей партии.
Возможно, этот момент украинско-российских отношений так и остался бы просто неприятным эпизодом, однако ко Дню знаний Москва приготовила Киеву комплексный политико-экономический урок интеграции.
Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия и Украина пока не смогли договориться о границе в Черном и Азовском морях. Российский министр отметил, что Москва и Киев продолжают диалог по этой проблеме, но решения пока не принято, в том числе и о принадлежности косы Тузла, которая много лет является предметом разногласий.
Таким образом, Сергей Лавров фактически дезавуалировал результаты пятого заседания Украинско-Российской межгосударственной комиссии, вернее, единственный серьезный результат июльских переговоров. Напомним, в середине июля президенты Украины и России Виктор Янукович и Владимир Путин подписали совместное заявление о делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. После заседания с участием глав государств было заявлено, что таким образом Украина и РФ завершили переговоры по делимитации. То есть руководитель российского внешнеполитического ведомства вернул украинско-российские отношения в исходную точку замерзания. Очевидно, что такой шаг министр иностранных дел России мог сделать только по согласованию с первым лицом.
Последним штрихом, характеризующим откат украинско-российских отношений, стало введение в России 30-процентного утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили. Согласно новым правилам с 1 сентября 2012 года необходимо платить утилизационный сбор за каждое транспортное средство — как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории.
Этот шаг вызвал резко негативную реакцию украинского Кабмина. По оценке премьера Азарова, с введением Российской Федерацией утилизационного сбора украинские легковые автомобили на российском рынке подорожают на $600—$1000, а грузовые автомобили – на сумму до $20 тыс. Николай Азаров уже заявил, что правительство Украины в ответ на действия России планирует ввести утилизационный сбор в отношении товаров автопрома, на которые аналогичный сбор будет распространяться в РФ.
В этом случае прогнозируется увеличение стоимости российских машин на украинском рынке в среднем на $1000. Очевидно, что такой шаг будет означать новый виток напряженности, который эксперты уже окрестили «автомобильной войной».
Введение Россией утилизационного сбора на автомобили, поставляемые на ее территорию, не согласуется с нормами договора о зоне свободной торговли СНГ, который вступит в силу в середине сентября. Кроме этого, подобный односторонний шаг Москвы противоречит договору Евразийской комиссии, согласно которому именно комиссия является единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Складывается достаточно неприятная ситуация: выходит, даже подписанные и ратифицированные договоренности с Россией не значат практически ничего. Соответствует ли такое положение вещей декларируемым равноправным и открытым отношениям – совершенно риторический вопрос. А в контексте украинской избирательной кампании еще и достаточно ярко иллюстрирующий отношение российского президента к украинской власти. Такое наступление Москвы на позиции Киева вызвано желанием буквально принудить Украину к интеграции в Таможенный союз, а затем и в Единое экономическое пространство, о чем неоднократно говорил Владимир Путин.
И снова газ
Было бы удивительно, если бы на общем фоне охлаждения украинско-российских отношений газовая тематика осталась вне рамок межгосударственного диалога. Буквально через несколько дней после российского «дуплета» имени первого сентября появилось новое сообщение и в украинских, и в российских СМИ о переговорах в Москве главы Минэнерго Юрия Бойко с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и об отказе Киева формировать резерв российского газа в собственных хранилищах для гарантированных поставок топлива в ЕС.
Официальной информации пока нет. Источники в «Газпроме» признают, что Украина вновь отказывается купить необходимые Москве объемы газа для наполнения подземных газохранилищ. В российской газовой монополии настаивают на обязательной закачке Украиной 25 млрд м3 природного газа. Киев пока что не намерен выполнять требования холдинга.
Пикантность ситуации в том, что прошедшей зимой у «Газпрома» возникли проблемы со снабжением европейских потребителей в связи с тем, что компания отказалась хранить резервные объемы топлива в украинских ПХГ. Но в июле стороны смогли договориться: Газпромбанк, совладельцем которого является «Газпром», выделил «Нафтогазу» беспрецедентный кредит в $2 млрд. За эти средства компания должна была закупить газ для закачки в подземные хранилища, продать его в следующем году европейским потребителям и заработать дополнительные средства. Но потом в «Нафтогазе» отказались от этих планов — в компании решили не привлекать кредит и не закупать дополнительные объемы голубого топлива.
Оказывается, «Газпром» выступил против реэкспорта Украиной газа в страны ЕС, поскольку «Нафтогаз» не выбирает весь объем, предусмотренный контрактом. Да и на общем фоне падения цен на нефть возможность даже выгодной перепродажи газа становится весьма проблематичной.
Украинские чиновники неофициально заявляют, что на конец августа в ПХГ уже накоплено 16,1 млрд м3 газа. Украина собирается закачать еще около 4 млрд м3 до начала отопительного сезона. Этого должно хватить для бесперебойного транзита газа.
Желание «Газпрома» подстраховаться выглядит логичным и правильным решением. Однако реализовываться оно должно за счет не Украины, а самой российской монополии. Киев предлагает холдингу арендовать украинские подземные газохранилища и сберегать там топливо, оплачивая аренду украинской стороне. Кроме этого, ожидать уступчивости Украины достаточно недальновидно в свете безрезультатных попыток добиться от России снижения цены на газ.
Стоит отметить достаточно показательное поведение «Газпрома» в начале этого года, когда Украина уже обеспечивала поставки топлива в ЕС за счет собственных резервов газа. В феврале во время рекордного снижения температуры в Европе российская газовая монополия ежедневно поставляла в ЕС лишь 300 млн м3 газа, а Украина по просьбе холдинга и европейских потребителей отправляла 500 млн м3 газа в сутки из своих ПХГ. Этот газ был оплачен «Нафтогазом», а «Газпром» не только не компенсировал компании затраты, но даже обвинил ее в несанкционированном отборе российского газа.
Теперь Киев, наученный горьким опытом, старается дистанцироваться от проблем «Газпрома», чтобы снова не остаться крайним. Если же учесть тот факт, что в договоре нет обязательств накапливать в ПХГ необходимые объемы газа, требования российской стороны выглядят не совсем адекватно.
Правда, стоит отметить тот факт, что ужесточение российской позиции по всем направлениям совпало с окончательным утверждением приговора Юлии Тимошенко по так называемому «газовому» делу и очередным обострением отношений с ЕС. Очевидно, что в этих условиях противостоять давлению Москвы невероятно сложно. Впрочем, также очевидно, что наладить действительно равноправные и долговременные дружественные отношения двум соседним странам непросто, если и дальше политику строить по принципу русских горок – кратковременный взлет и очередное падение.
Матерiали по темi:
В Украине прокомментировали решение российского суда о Революции Достоинства
Битва за Алеппо и судьба Сирии: эксперт рассказал о роли РФ и США в войне миров
Експерт пояснив, чому США не бачать у РФ загрози безпеці
Путін почекає
«Касетний скандал» Онищенка: чи будуть наслідки?
Возможно, Украине подойдет норвежский формат сотрудничества с ЕС
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.