Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 15 вересня 2012 року

Русские горки

Русские горки
Москва снова пытается давить на Киев, выбирая наиболее уязвимые аспекты сотрудничества

Вторая половина лета, казалось бы, подарила определенную надежду на оттепель в отношениях между Киевом и Москвой. В течение двух месяцев – 12 июля и 25 августа – состоялись две встречи украинского и российского президентов. Конечно, решить самые насущные проблемы взаимоотношений за такой короткий срок просто невозможно, однако определенная положительная динамика переговоров все-таки появилась. Кроме того, изменилась и информационная составляющая этих встреч – стороны старались сделать акцент на позитиве.

Казалось бы, долгожданная оттепель между Киевом и Москвой действительно наступила. И тем удивительнее был неожиданный откат: в конце августа в украинско-российские отношения вернулась прежняя напряженность. Причем совершенно неожиданно, без каких-либо очевидных предпосылок для нового витка противостояния. Поэтому причины очередного охлаждения нужно искать только в политической плоскости.

Принуждение к интеграции

Накануне встречи в Сочи – 22 августа – из Москвы был сделан первый залп. Генеральный директор ОАО «Аэро­флот»—российские авиалинии» Виталий Савельев заявил, что компания приостанавливает закупку самолетов Ан-148, поскольку они не соответствует критерию цена—качество. Очевидно, что в контексте ожидаемых переговоров подобный шаг выглядел скорее как хорошо спланированный демарш. Тем более, что сам Виталий Савельев признает: проблем с эксплуатацией самолета стало значительно меньше. «Сейчас Ан-148 летает больше 9 часов в сутки. Это очень хороший показатель. То есть он на уровне тех же Airbus…» — добавил генеральный директор «Аэрофлота».

О том, что заявление господина Савельева является частью большой политической игры, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, хотя стоимость самолетов и повысилась (кстати, впервые за три года), но все равно остается на 15% ниже, нежели западных аналогов. Во-вторых, в программе производства задействованы украинский завод «Авиант» и российское Воронежское акционерное самолетостроительное общество. И наконец, в-третьих, еще в мае премьер-министр Николай Азаров сказал, что Россия вместе с Украиной примет участие в серийном выпуске Ан-148. А министр обороны Украины Дмитрий Саламатин ранее заявил, что министерства обороны Украины и РФ готовят соглашение о производстве авиатехники. В июне сообщалось, что мин­обороны РФ будет закупать в Украине военно-транспортные самолеты Ан-70, Ан-148 и Ан-124 «Руслан».

Но теперь все громкие заявления буквально повисли в воздухе. Сегодня остался только один заказчик Ан-148 — коммерческая авиакомпания «Ангара». В «Ильюшинс финанс» (лизинговой компании, поставлявшей самолеты для России) сказали, что договора о покупке 9 лайнеров не было, подписан лишь меморандум – без обязательств. Сейчас в эксплуатации восемь самолетов Ан-148, еще пять – в разной степени готовности.

И дело тут даже не в самом событии – сколько их было только за последние два года? А за двадцать лет? Заявление Виталия Савельева прозвучало в тот момент, когда в Украине уже почти месяц шла предвыборная кампания. И подобный выпад ударил в первую очередь по правящей партии.

Возможно, этот момент украинско-российских отношений так и остался бы просто неприятным эпизодом, однако ко Дню знаний Москва приготовила Киеву комплексный политико-экономический урок интеграции.

Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия и Украина пока не смогли договориться о границе в Черном и Азовском морях. Российский министр отметил, что Москва и Киев продолжают диалог по этой проблеме, но решения пока не принято, в том числе и о принадлежности косы Тузла, которая много лет является предметом разногласий.

Таким образом, Сергей Лавров фактически дезавуалировал результаты пятого заседания Украинско-Российской межгосударственной комиссии, вернее, единственный серьезный результат июльских переговоров. Напомним, в середине июля президенты Украины и России Виктор Янукович и Владимир Путин подписали совместное заявление о делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. После заседания с участием глав государств было заявлено, что таким образом Украина и РФ завершили переговоры по делимитации. То есть руководитель российского внешнеполитического ведомства вернул украинско-российские отношения в исходную точку замерзания. Очевидно, что такой шаг министр иностранных дел России мог сделать только по согласованию с первым лицом.

Последним штрихом, характеризующим откат украинско-российских отношений, стало введение в России 30-процентного утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили. Согласно новым правилам с 1 сентября 2012 года необходимо платить утилизационный сбор за каждое транспортное средство — как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории.

Этот шаг вызвал резко негативную реакцию украинского Кабмина. По оценке премьера Азарова, с введением Российской Федерацией утилизационного сбора украинские легковые автомобили на российском рынке подорожают на $600—$1000, а грузовые автомобили – на сумму до $20 тыс. Николай Азаров уже заявил, что правительство Украины в ответ на действия России планирует ввести утилизационный сбор в отношении товаров автопрома, на которые аналогичный сбор будет распространяться в РФ.

В этом случае прогнозируется увеличение стоимости российских машин на украинском рынке в среднем на $1000. Очевидно, что такой шаг будет означать новый виток напряженности, который эксперты уже окрестили «автомобильной войной».

Введение Россией утилизационного сбора на автомобили, поставляемые на ее территорию, не согласуется с нормами договора о зоне свободной торговли СНГ, который вступит в силу в середине сентября. Кроме этого, подобный односторонний шаг Москвы противоречит договору Евразийской комиссии, согласно которому именно комиссия является единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Складывается достаточно неприятная ситуация: выходит, даже подписанные и ратифицированные договоренности с Россией не значат практически ничего. Соответствует ли такое положение вещей декларируемым равноправным и открытым отношениям – совершенно риторический вопрос. А в контексте украинской избирательной кампании еще и достаточно ярко иллюстрирующий отношение российского президента к украинской власти. Такое наступление Москвы на позиции Киева вызвано желанием буквально принудить Украину к интеграции в Таможенный союз, а затем и в Единое экономическое пространство, о чем неоднократно говорил Владимир Путин.

И снова газ

Было бы удивительно, если бы на общем фоне охлаждения  украинско-российских отношений газовая тематика осталась вне рамок межгосударственного диалога. Буквально через несколько дней после российского «дуплета» имени первого сентября появилось новое сообщение и в украинских, и в российских СМИ о переговорах в Москве главы Минэнерго Юрия Бойко с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и об отказе Киева формировать резерв российского газа в собственных хранилищах для гарантированных поставок топлива в ЕС.

Официальной информации пока нет. Источники в «Газпроме» признают, что Украина вновь отказывается купить необходимые Москве объемы газа для наполнения подземных газохранилищ. В российской газовой монополии настаивают на обязательной закачке Украиной 25 млрд м3 природного газа. Киев пока что не намерен выполнять требования холдинга.

Пикантность ситуации в том, что прошедшей зимой у «Газпрома» возникли проблемы со снабжением европейских потребителей в связи с тем, что компания отказалась хранить резервные объемы топлива в украинских ПХГ. Но в июле стороны смогли договориться: Газпромбанк, совладельцем которого является «Газпром», выделил «Нафтогазу» беспрецедентный кредит в $2 млрд. За эти средства компания должна была закупить газ для закачки в подземные хранилища, продать его в следующем году европейским потребителям и заработать дополнительные средства. Но потом в «Нафтогазе» отказались от этих планов — в компании решили не привлекать кредит и не закупать дополнительные объемы голубого топлива.

Оказывается, «Газпром» выступил против реэкспорта Украиной газа в страны ЕС, поскольку «Нафтогаз» не выбирает весь объем, предусмотренный контрактом. Да и на общем фоне падения цен на нефть возможность даже выгодной перепродажи газа становится весьма проблематичной.

Украинские чиновники неофициально заявляют, что на конец августа в ПХГ уже накоплено 16,1 млрд м3 газа. Украина собирается закачать еще около 4 млрд м3 до начала отопительного сезона. Этого должно хватить для бесперебойного транзита газа.

Желание «Газпрома» подстраховаться выглядит ло­гичным и правильным ре­­­­­­­­­­ше­­нием. Однако реализовываться оно должно за счет не Украины, а самой российской монополии. Киев предлагает холдингу арендовать украинские подземные газохранилища и сберегать там топливо, оплачивая аренду украинской стороне. Кроме этого, ожидать уступчивости Украины достаточно недальновидно в свете безрезультатных попыток добиться от России снижения цены на газ.

Стоит отметить достаточно показательное поведение «Газпрома» в начале этого года, когда Украина уже обеспечивала поставки топлива в ЕС за счет собственных резервов газа. В феврале во время рекордного снижения температуры в Европе российская газовая монополия ежедневно поставляла в ЕС лишь 300 млн м3 газа, а Украина по просьбе холдинга и европейских потребителей отправляла 500 млн м3 газа в сутки из своих ПХГ. Этот газ был оплачен «Нафтогазом», а «Газпром» не только не компенсировал компании затраты, но даже обвинил ее в несанкционированном отборе российского газа.

Теперь Киев, наученный горьким опытом, старается дистанцироваться от проблем «Газпрома», чтобы снова не остаться крайним. Если же учесть тот факт, что в договоре нет обязательств накапливать в ПХГ необходимые объемы газа, требования российской стороны выглядят не совсем адекватно.

Правда, стоит отметить тот факт, что ужесточение российской позиции по всем направлениям совпало с окончательным утверждением приговора Юлии Тимошенко по так называемому «газовому» делу и очередным обострением отношений с ЕС. Очевидно, что в этих условиях противостоять давлению Москвы невероятно сложно. Впрочем, также очевидно, что наладить действительно равноправные и долговременные дружественные отношения двум соседним странам непросто, если и дальше политику строить по принципу русских горок – кратковременный взлет и очередное падение.

Джерело: "Украинская техническая газета", Александр ЛЕОНОВ

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

26 травня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Кутовий був не конфліктною людиною, але галузь конфліктна
24 травня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Успехи президента: Минск, безвиз и рост экономики
архів коментарів

Персональний кабінет