Российская премьера АТЭС

Во Владивостоке состоялась встреча лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Это был первый саммит АТЭС, который прошел в России. Собственно, именно с этим фактом и связана вся шумиха вокруг событий на острове Русский. Очевидно, что Кремль хотел не только достойно принять гостей, но даже поразить их.
Для этого Москва средств не жалела. Стоимость программы превращения Владивостока в центр международного сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона составила ни много ни мало 665 млрд руб. В эту сумму вошли и деньги, выделенные государством, и средства, вложенные частными инвесторами и компаниями. И хотя на первый взгляд эти траты выглядят безрассудными, на самом деле не все так просто…
Тихоокеанский гигант
Сегодня АТЭС объединяет 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Большая часть из них — страны с береговой линией у Тихого океана. Чтобы охарактеризовать потенциал организации, достаточно сказать, что в ее составе США и КНР. Неудивительно, что на форум приходится свыше 57% мирового ВВП и 48% объема мировой торговли. Эти цифры могут быть серьезно скорректированы в сторону увеличения, поскольку заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
Еще одной удивительной особенностью организации можно назвать совместное членство в ней Тайваня и Китая. В результате в АТЭС принят термин «участвующие экономики», а не «страны-участники».
Организация создана в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
Поскольку АТЭС образовано как свободный консультативный форум, у него отсутствует какая-либо жесткая организационная структура или крупный бюрократический аппарат. Секретариат организации, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Удивительно, но этих сил пока что хватает для выполнения главной задачи организации – сотрудничества в области региональной торговли, а также облегчения и либерализации капиталовложений. Целями же АТЭС являются повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
Что же касается России, то практически с 1998 года – первых дней пребывания в организации – ее положение оказалось достаточно двойственным. Безусловно, географически РФ считается великой тихоокеанской державой. Но с точки зрения прочих 20 участников форума Россия была (и пока остается) весьма периферийным партнером с учетом ее роли именно в тихоокеанской экономике.
Главная проблема в том, что население российского Дальнего Востока – всего лишь 6,3 миллиона человек. Это как один не самый большой китайский город. Плюс проблемы внутреннего рынка сбыта.
Именно поэтому нынешнее российское председательство стало попыткой разбить грандиозные идеи на мелкие компоненты и включить их в конкретные планы прочих правительств АТЭС. Этим путем уже прошли многие тихоокеанские государства – Сингапур, Малайзия, Китай… Очевидно, что Кремль надеется если не повторить в полной мере успех азиатских тигров, то хотя бы решить целый ряд системных проблем Дальнего Востока.
Владивосток-2012
Как уже отмечалось, Россия пошла на беспрецедентные траты при подготовке к форуму. Главными объектами саммита, безусловно, стали мост через бухту Золотой Рог, а также Дальневосточный федеральный университет. Уже традиционно резкую критику вызывает высокая стоимость возведенных объектов инфраструктуры, в несколько раз превосходящая бюджет подобного строительства в других странах.
Сооружение только двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обошлось более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трех километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 км, а аналогичный по длине мост во Франции обошелся в €394 млн. И это на фоне обветшавшей инфраструктуры Владивостока с его разбитыми дорогами, запущенным коммунальным хозяйством и ветхим жилым фондом.
Не обошлось и без небольших геополитических неприятностей. Дело в том, что трудно назвать проведенный саммит в полной мере представительным, поскольку в форуме от США участвовал не президент Барак Обама, а госсекретарь Хиллари Клинтон. Ранее официальный представитель Белого дома Джей Карни сообщил журналистам, что Барак Обама не сможет принять участия в саммите, так как 3—9 сентября должен присутствовать на предвыборном съезде Демократической партии, где официально будет выдвинут кандидатом на предстоящих 6 ноября президентских выборах. Однако отказ от участия в саммите администрация Белого дома анонсировала еще весной, когда Владимир Путин отказался ехать на саммит «большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде и отправил вместо себя премьер-министра Дмитрия Медведева.
И тем не менее Москва рассчитывала на отдачу – экономическую и политическую – от самого дорогого в истории АТЭС форума. Однако три из четырех приоритетов председательства России в АТЭС оказались нереализуемыми еще до начала саммита. Договориться о зонах свободной торговли не удалось, проект сдачи в аренду сельскохозяйственных земель Дальнего Востока не нашел поддержки, обмен инновациями не вышел за пределы текущей повестки дня.
Единственным содержательным моментом саммита стал пакет из более чем 20 инфраструктурных проектов на 12,3 трлн руб., среди которых советские долгострои БАМ и Транссиб. Также в пакет инициатив России в рамках саммита АТЭС был включен Северный морской путь – транспортный коридор между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и Транскорейская железная дорога (от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию). Кроме этого, в «транспортном пакете» — сеть автомобильных дорог, включая трассы Чита–Хабаровск и Хабаровск–Владивосток.

Президент России Владимир Путин беседует с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао
Очевидно, нельзя назвать удачным программные выступления Владимира Путина на саммите АТЭС, показавшие неготовность российского президента обсуждать те проблемы страны, которые иностранные инвесторы считают для себя наиболее важными. На встрече участников делового саммита АТЭС хозяин рассказывал предпринимателям о строительстве космодрома, аэропорта, мостов и железных дорог. Но главными проблемами России, с точки зрения бизнеса, являются низкая эффективность и расточительность правительства, зависимые суды, высокие налоги, коррупция и незащищенность частной собственности. Такой список препятствий для бизнесменов в России опубликовал Всемирный экономический форум прямо во время саммита АТЭС. Но, судя по речам президента, он относится к российским недостаткам вполне философски. И поэтому никаких принципиальных изменений в этих сферах ждать не приходится.
Правда, незамеченным выступление Владимира Путина не осталось. Правда, в части его эмоциональной дискуссии о событиях, происходящих буквально на другом конце мира – в Европейском Союзе. Недавно Еврокомиссия объявила о начале антимонопольного расследования в отношении «Газпрома» по возможным случаям нарушения конкуренции. Российскую компанию подозревают в том, что она, предположительно, разделила рынки газа, тем самым затруднив свободные поставки в ЕС. Кроме того, «Газпрому» хотят предъявить счет за препятствование диверсификации поставок газа в Европу и установление несправедливых цен для своих клиентов.
На пресс-конференции по итогам саммита АТЭС-2012 Владимир Путин выразил сожаление о действиях Еврокомиссии по отношению к «Газпрому», но не назвал это «торговой войной». «То, что делается в отношении «Газпрома», не новость. Объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние и чтобы мы за это еще и немножко заплатили. Это неконструктивный подход», – сказал, как отрезал, российский лидер.
Саммит «на вырост»
И тем не менее провальным саммит АТЭС во Владивостоке назвать нельзя. Так, огромное внимание привлекла беседа Владимира Путина с Хиллари Клинтон. По сведениям New York Times, Клинтон обещала, что США скоро снимут торговые санкции против России, введенные во время «холодной войны». Кроме этого, достигнута договоренность о том, что премьер-министр Японии Ёсихико Нода посетит Россию и обсудит нерешенные вопросы.
В целом же, как отмечают западные СМИ, проведение саммита на острове Русский отразило стремление Москвы превратить Владивосток в транспортные ворота на пути из Азии на европейские рынки. Подтверждением этих намерений стало заключение соглашения между «Газпромом» и Японией о строительстве завода сжиженного газа на Тихоокеанском побережье России. Цена сделки – ориентировочно $7 млрд.
Есть у Москвы и определенные надежды на то, что инвестиции в Русский все-таки окупятся. Так, за год российского председательства в АТЭС была продвинута идея единой региональной системы образования. К примеру, два года обучения на острове Русский, год в Канаде, два в Сингапуре – и диплом, признаваемый везде. Благодаря принятым в этом году документам АТЭС во Владивостоке, возможно, будут теперь работать преподаватели из стран региона, учиться студенты, и наоборот.
Не зря, видимо, в российских СМИ форум во Владивостоке назвали «саммитом на вырост». Собственно говоря, ни у кого и не было сомнений, что решение реальных проблем российского Дальнего Востока гораздо насущнее различного рода геополитических прожектов.
Матерiали по темi:
В декларации по итогам саммита НАТО могут упомянуть о перспективе членства Украины
Порошенко встретится с лидерами G5 на саммите НАТО
После Вильнюса
«Русская рулетка»
Осенью давление на Украину со стороны России усилится
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.