Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 8 жовтня 2012 року

Европейский прорыв

Европейский прорыв
Евросоюз готов к преобразованию своей структуры в федерацию национальных государств

Именно так – европейским прорывом — без преувеличения можно назвать сентябрьскую инициативу президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Выступая в Европарламенте, он призвал национальные страны ЕС к федерации. «Давайте не будем бояться этого слова: нам нужно двигаться к федерации национальных стран... Европа не может быть технократической, бюрократической и дипломатической. Она должна быть более демократичной», – заявил президент ЕК.

О необходимости дальнейшей интеграции в Евросоюзе говорят уже достаточно давно. Однако практически всегда речь шла об экономике. Теперь же впервые на самом высоком уровне прозвучал прямой призыв к созданию единого европейского государства.

Казалось бы, в условиях жесточайшего долгового кризиса, в капкан которого угодил Европейский Союз, достаточно смело говорить о таких планах, как политическая интеграция. Однако, как свидетельствует история, именно кризисные периоды позволяют резко изменить сложившийся баланс сил и интересов.

Европейский тупик

О европейском долговом кризисе уже сказано достаточно, повторяться не имеет смысла. Стоит только отметить, что сегодня финансовые проблемы еврозоны все больше приобретают системный характер и напрямую бьют по экономике всего Европейского Союза: возобновление рецессии и рост безработицы приводят к дальнейшему ухудшению ситуации. Особенно беспокоит тот факт, что проблемы постепенно накрывают две крупнейшие экономики Старого Света — Францию и Италию.

По прогнозам французского Центробанка, валовой внутренний продукт страны в третьем квартале сократится на 0,1%. Если это сбудется, спад экономики станет для Франции первым за три года. В свою очередь итальянская статистическая служба Istat опубликовала данные за второй квартал: ВВП упал почти на процент, а в годовом исчислении снижение показателя превысило 2,5%. Итальянская экономика не выходит из рецессии с середины прошлого года. Процесс спада ВВП наблюдается в четвертый раз с 2000 года.

Что касается валового внутреннего продукта всей еврозоны, то и здесь не остается поводов для оптимизма. По оценкам аналитиков ЕЦБ, снижение ВВП региона монетарного союза по итогам года может превысить 0,5%. При неблагоприятном развитии событий примерно такой же спад ожидается и в 2013-м.

Если же учесть тот факт, что за финансовой помощью к ЕС обратились Греция, Ирландия, Португалия, Испания и Кипр, совершенно не удивляют уже ставшие привычными слухи о скором распаде еврозоны. И, конечно же, подобные ожидания «еврогеддона» не добавляют стабильности и доверия к единой европейской валюте. Причем это недоверие становится достаточно распространенным. Так, согласно исследованиям института Ifop, большинство граждан Европейского Союза сегодня отказались бы от подписания Маастрихтского договора, которым была введена единая европейская валюта.

51% граждан соседней Германии также считают, что их экономика «чувствовала бы себя лучше» без евро. Более половины итальянцев (56%) открыто жалеют, что когда-то вступили в еврозону. Как результат – Болгария отказалась от еврозоны, так и не отыскав никаких преимуществ от зоны единой валюты. Не спешит со вступлением в еврозону и Польша. Страна с динамично развивающейся экономикой отложила свое решение «на потом».

В чем же причина? Дело в том, что структура еврозоны является противоречивой, поскольку она исключительно валютный, а не налогово-бюджетный союз. В рамках еврозоны странам предлагается следовать общему курсу финансовой политики, но при этом нет общего казначейства, которое контролировало бы его осуществление. Таким образом, страны, объединенные единой кредитно-денежной политикой, сохраняют независимость в налогообложении и госрасходах в рамках налогово-бюджетной политики. Поэтому хотя и существует ряд соглашений по кредитно-денежной политике и общий орган ее осуществления (Европейский центральный банк), страны — члены еврозоны не всегда в состоянии (или могут просто отказаться) следовать ей.

Сложность контролирования и регулирования деятельности национальных финансовых организаций привела к тому, что периферийные страны еврозоны, в особенности Греция, стали получать определенные бесплатные выгоды за счет своей налогово-бюджетной политики. Кроме того, структура еврозоны делает крайне сложным оперативное вмешательство: для принятия решения требуется единогласное одобрение 17 стран — членов еврозоны. Этого крайне сложно добиться в короткий срок, и поэтому подобная система принятия решений может привести к невозможности предотвратить развитие экономической цепной реакции.

Именно поэтому в марте 2011 года была проведена новая реформа Пакта стабильности и роста, цель которой — корректировка существующих правил налоговой и бюджетной политики ЕС, в том числе автоматическое вступление в действие санкций против стран, государственная задолженность или бюджетный дефицит которых превышают заданные пактом величины.

К концу 2011 года лидеры Германии, Франции и некоторых других стран ЕС приняли решение о заключении дополнительного соглашения о создании бюджетно-налогового союза в рамках еврозоны, о принятии строгих и практически осуществимых правил, о внедрении системы автоматических санкций на основе соглашений ЕС.

На заседании Европейского совета 9 декабря 2011 года представители всех 17 стран — членов еврозоны и шести стран-кандидатов заключили межправительственное соглашение о вступлении в силу строгих ограничений размеров государственных расходов и задолженности, а также о применении санкций против стран-нарушителей.

Таким образом, Европейский Союз начал движение к более тесной экономической интеграции. Однако, как оказалось, это были всего лишь полумеры, не дающие серьезного эффекта для преодоления европейского кризиса, который все чаще называют тупиком, поскольку система ЕС себя изжила. Сегодня стала очевидной необходимость либо продолжать путь к созданию единого европейского государства, либо искать новые формы сосуществования.

Соединенные Штаты Европы?

В июне 2012 года комментатор «Нью-Йорк таймс» Томас Л.Фридман достаточно точно описал одну из центральных проблем ЕС: «Благодаря современной гиперподключенности европейских пользователей стало очевидным не только то, в какой степени некоторые страны утратили свою конкурентоспособность, но и то, насколько страны стали взаимосвязаны. Это сочетание стало губительным: когда страны с настолько разными культурами становятся взаимосвязанными и взаимозависимыми, когда их объединяет общая валюта и разделяет отношение к работе, законодательно определенный срок выхода на пенсию или степень самодисциплины при составлении госбюджета, тогда экономные немцы начинают возмущаться поведением греческих рабочих, и наоборот». То есть Европа просто переросла форму, в которой развивалась последние десятилетия.

Именно поэтому председатель Европейской комиссии призвал превратить ЕС в «федерацию национальных государств». Он предложил данную меру в качестве долговременного рецепта против экономических и политических кризисов. О том, что подобное заявление не является инициативой только одного человека, свидетельствует проект реформы, которую предложили одиннадцать министров иностранных дел стран Евросоюза.

Реформа направлена на резкое усиление централизации власти, она изложена в документе, который приняли по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского Союза, состоявшегося в сентябре в Варшаве. В состав группы по вопросам будущего ЕС входят главы МИД 11 из 27 стран Союза — Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, то есть всех наиболее влиятельных и крупнейших государств Евросоюза, кроме Соединенного Королевства.

Если реформу примут, то отдельные страны ЕС будут лишены права накладывать вето при решении вопросов внешней политики и безопасности, а также при ратификации общеевропейских договоров. Это означает, что отдельные государства будут обязаны поддерживать внешнеполитические меры, с которыми они не согласны. Также проект предусматривает, что страны Евросоюза лишаются возможности отвергать основополагающие документы по итогам проведенных у них референдумов, как это неоднократно случалось.

Принятие документа также приведет к усилению полномочий ведомства верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности и превращению его в полноценное общеевропейское дипломатическое ведомство. Преду­сматривается создание единого полицейского органа, который будет заниматься контролем границ ЕС, а также формирование в Европарламенте специальной палаты депутатов из стран зоны евро, которая станет заниматься рассмотрением мер, касающихся единой валюты.

Не все из 11 стран, участвовавших в работе над проектом реформы ЕС, поддержали идею создания единой европейской армии, поэтому в документе о ней говорится в осторожных выражениях.

Стоит отметить, что образование единого европейского государства – это дело завтрашнего дня. Пока же на повестке дня – не менее амбициозный план создания «банковского союза». Он должен стать новым «покушением» на национальные суверенитеты, схожим с введением евро в 1999 году, поскольку именно банки находятся в эпицентре финансового кризиса зоны евро.

Еврокомиссия выступила с предложением предоставить ЕЦБ контроль над более чем 6 тыс. банков в 17 странах еврозоны. Европейский центробанк сможет предоставлять и изымать банковские лицензии, одобрять крупные приобретения и слияния, проводить расследования дел в проблемных банках и штрафовать их. Фактически ему хотят передать функции национальных банковских регуляторов, в то время как сейчас он отвечает исключительно за валютную политику зоны евро (устанавливает процентные ставки, печатает деньги).

Кроме того, речь шла о панъевропейской системе страхования вкладчиков, прямом доступе банков (а не только правительств) к фондам ЕС и единой модели сворачивания банков-банкротов. Предполагается, что меры, в случае ратификации соответствующего соглашения, должны вступить в силу с 1 января будущего года для крупнейших банков еврозоны и годом позже – для остальных игроков.

Таким образом, уже сегодня мы можем говорить, что облик Европейского Союза стремительно меняется. Кризис буквально выталкивает лидеров ЕС на прямую дорогу создания Соединенных Штатов Европы.

Для Украины подобное развитие событий ставит новые вопросы и открывает новые возможности. В том числе и по поводу уже ставшей де-факто стратегии «разноскоростной интеграции в ЕС», которая до кризиса категорически отвергалась Брюсселем. Сможет ли Киев воспользоваться открывающимися возможностями – зависит только от него. Европа заинтересована в Украине, но не настолько, чтобы ждать ее до бесконечности.

Джерело: "Украинская техническая газета", Александр Леонов

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

28 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Никаких перспектив проекта Савченко нет
27 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Не варто ідеалізувати конкурсні процедури
26 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Бюджет-2017: политолог назвал причины ночного голосования
архів коментарів

Персональний кабінет