Ялтинская осень СНГ

28 сентября в Ялте состоялись заседание Совета глав правительств стран Содружества независимых государств и трехдневный инвестиционный форум «Ялтинские деловые встречи». Хотя в повестке дня значилось больше двух десятков вопросов, так или иначе они касались темы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Неудивительно, что главной темой встречи было состояние реализации положений Договора о зоне свободной торговли в СНГ, подписанного в прошлом году в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день к соглашению присоединились восемь государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. Из них пять уже ратифицировали договор: Россия, Беларусь, Украина, Армения, а также Молдова — парламент республики утвердил документ в конце сентября. Еще три страны — Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан — на встрече в Ялте объявили о ратификации соглашения в ближайшее время. А 20 сентября договор уже вступил в силу, пока что только для Беларуси, России и Украины.
Правда, для Украины это событие прошло в контексте целой череды достаточно неприятных новостей. В первую очередь – из России, где, похоже, решили серьезно взяться за принуждение к интеграции своего строптивого соседа.
Осеннее обострение
В прошедшем году отношения между Киевом и Москвой назвать ровными трудно даже при большом желании. Чуть ли не нарицательный характер приобрела так называемая масштабная «сырная война». Казалось, середина года принесла оттепель в отношения между двумя странами. Однако в сентябре летнее потепление неожиданно сменилось осенним обострением.
Первые залпы новой торговой войны прозвучали 1 сентября. В этот день был введен так называемый утилизационный сбор, касающийся ввоза на территорию РФ импортных авто. По оценке экспертов, теперь цена на украинские автомобили в России подскочит на 10—12%. Кроме этого, Москва заявила о своем намерении ввести утилизационный сбор и на сельхозтехнику, ввозимую из-за границы на ее территорию. Об этом президент РФ Владимир Путин сказал на встрече с представителями Ростовской области.
Уже известно, что украинское правительство установило предельные цены на услуги по заготовке и утилизации непригодных для использования российских транспортных средств и кузовов к ним. Но на этом противостояние не закончилось.
В конце сентября совершенно неожиданно «Россельхознадзор» обнаружил вредные вещества в партиях украинского сыра, сухого молока и мяса птицы трех украинских производителей. И уже с 4 октября Москва сообщила о введении временных ограничений на ввоз ряда продовольственных товаров украинских предприятий по итогам проверки, проведенной в июле текущего года специалистами «Россельхознадзора», ветеринарных служб Беларуси, Казахстана и Украины.
Ограничения на ввоз товаров в РФ коснутся ООО «Молис», ООО «Глобинский маслозавод», ПАО «Бель Шостка Украина», ДП «Мясокомбинат «Заря», ООО «Компания «Зевс ЛТД», ООО «Данон Дніпро», ЗАО «Лакталис-Николаев», а также ЧАО «АПК-Инвест». Правда, вышеназванные украинские производители к настоящему времени еще не получили официального уведомления «Россельхознадзора» о выявленных нарушениях.
Но и это еще не все. Между Украиной и странами Таможенного союза, в первую очередь с Россией, могут развернуться торговые войны, связанные с реализацией сахара в Средней Азии. Дело в том, что львиная доля украинского «сладкого» экспорта приходилась на Казахстан. А сахарной ассоциации Таможенного союза не очень нравится, что Казахстан импортирует украинский сахар без пошлин, которые действуют в пределах $340 за тонну. Поэтому в случае дальнейшего обострения отношений между Украиной и Россией вполне можно ожидать открытия и «сахарного фронта».
Впрочем, и это противостояние может оказаться далеко не последним. В рамках технического регламента Таможенного союза Россия может запретить поставки пива в пластиковых бутылках, что сильно ударит по украинским производителям. Это произойдет в том случае, если российский президент подпишет технический регламент о безопасности алкогольной продукции, предусматривающий запрет на реализацию пива в ПЭТ-упаковке. Если же учесть, что около 80% отечественного пива идет на экспорт в Россию, а 49% его реализуется в пластиковых бутылках, можно согласиться с тем, что для украинских пивоваров такое решение может обернуться настоящей катастрофой.
Ялтинские встречи
Общий событийный фон определил и эмоциональную составляющую самих переговоров. Очевидно, что Киеву не удалось добиться подвижек в важных для себя вопросах. Так, во время беседы премьеров Украины и РФ Николая Азарова и Дмитрия Медведева не урегулирован вопрос об отмене утилизационного сбора на автомобили, хотя решение проблемы и ожидалось во время встречи глав правительств России и Украины.
Предполагалось, что на переговорах подпишут уже практически согласованное межправительственное соглашение о введении в обеих странах национальных режимов для взимания утилизационного сбора при импорте автомобилей. Национальный режим предполагает, что взимание утилизационного сбора с импортируемых украинских автомобилей в Россию будет проходить на тех же условиях, что и при продаже аналогичной продукции российского производства внутри страны, и наоборот.
Более того, мы стали свидетелями достаточно эмоционального спича Дмитрия Медведева, который оказывал прямое давление на своего украинского коллегу. Речь идет о настойчивой просьбе российской стороны рассмотреть вопрос о включении рубля в первую группу валют по классификации Нацбанка Украины. Причем на достаточно осторожное высказывание Николая Азарова о том, что не стоит торопить события, последовала достаточно резкая отповедь.
По мнению российского премьера, 40% платежей в рублях — серьезный повод для переоценки места рубля в украинской системе. «Если не хочется платить рублями, можно в какой-то момент прийти к необходимости платить юанями. Сейчас эта дилемма стоит перед всей мировой экономикой», — сказал Медведев, добавив, что Украине самой придется решать, какой из вариантов ей ближе.
Этот пример как нельзя лучше демонстрирует агрессивно-наступательный характер российской дипломатии на украинском направлении. Неудивительно, что Украина по результатам саммита в Ялте смогла похвалиться лишь договоренностью об очередной встрече российского и украинского президентов.
И это при том, что Киев возлагал особые надежды и на этот саммит, состоявшийся за месяц до парламентских выборов, и на зону свободной торговли. Пока что не удалось не только добиться снижения цены на газ, но и прекратить торговые войны. Еще летом чиновники Кабинета Министров Украины говорили и о свободном допуске Украины к транзитным трубопроводам, позволяющим поставлять более дешевый газ из Средней Азии, и об отмене в рамках ЗСТ экспортных пошлин на российские энергоносители, что удешевило бы нефть и газ почти на треть. И все это планировалось обсудить на нынешней встрече премьеров в Ялте, но российская сторона довольно жестко развеяла иллюзии.
Так, заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач в ходе видеомоста Москва–Киев на тему «Больше, чем СНГ: новый формат сотрудничества в рамках Содружества» уточнил, что зона свободной торговли не отменяет экспортных пошлин на энергоносители. А вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович уточнил: снижение цены на газ для Украины возможно только при условии полноправного членства в Таможенном союзе.
Таким образом, уже сегодня можно констатировать: ЗСТ СНГ не позволит решить ни одну из глобальных проблем украинско-российских отношений. Причем отчасти в этом виновата сама Украина: в соглашении «зашито» более 100 пунктов исключений, притом по критическим для Украины группам товаров. В первую очередь это нефть, газ и другие энергоносители. К сожалению, этот договор не поможет Украине ни снизить цену на газ, ни обеспечить свободный транзит газа через территорию России из республик Средней Азии.
Однако российский премьер именно в зоне свободной торговли видит главный аргумент в пользу жизнеспособности СНГ. Впрочем, Дмитрий Медведев не столько защищал перспективы Содружества, сколько говорил об успехах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Собственно говоря, выше уже говорилось о том, что Москва готова идти на уступки только в том случае, если Киев присоединится к этому интеграционному проекту. И все усилия Белокаменной направлены на то, чтобы «подтолкнуть» своего партнера к «правильному» решению.
Правда, пока что прозрачные намеки России приводят, скорее, к обратному эффекту. Тем более, что, несмотря на оптимистические заявления, в самом союзе не все гладко. А если еще принять во внимание возможное его расширение за счет среднеазиатских республик – впору задуматься о перспективах этого образования.
Так, совсем недавно минэкономразвития и торговли Таджикистана заявило о намерении страны присоединиться к Таможенному союзу. Если принять во внимание хроническую слабость таджикской экономики и наглядные примеры подобного сосуществования из жизни Европейского Союза, можно констатировать: ТС готов наступить на грабли объединенной Европы.
Возможно, в том числе и по этой причине страны СНГ не спешат двигаться дальше в интеграционных проектах Москвы. А на самом саммите в Ялте основным итогом встречи стала разработка дорожной карты по присоединению к зоне свободной торговли еще одной страны — Узбекистана.
Очевидно, что без смены подходов в своей внешней политике России будет очень сложно выстраивать прочные союзы и дружественные отношения со своими соседями. Ясен ли этот вывод самой Москве, мы узнаем совсем скоро – еще в этом году.
Матерiали по темi:
В Украине прокомментировали решение российского суда о Революции Достоинства
Битва за Алеппо и судьба Сирии: эксперт рассказал о роли РФ и США в войне миров
Експерт пояснив, чому США не бачать у РФ загрози безпеці
Путін почекає
«Касетний скандал» Онищенка: чи будуть наслідки?
Возможно, Украине подойдет норвежский формат сотрудничества с ЕС
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.