Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 2 листопада 2012 року

Европейская диалектика

Европейская диалектика
Евросоюз объединяется, а некоторые его участники, наоборот, близки к обособлению их отдельных регионов
18 октября в Брюсселе состоялся Саммит европейских лидеров. Эта встреча впервые за достаточно долгий срок прошла в спокойной атмосфере: ситуация на фондовых рынках стабилизировалась, отступила угроза немедленного дефолта Греции и других «двоечников» ЕС. Возможно, именно такой характер саммита позволил его участникам принять историческое решение.

Лидеры Евросоюза согласились на поэтапное создание банковского союза в 2013 году. Глава Европейского совета Херман ван Ромпей подтвердил начало разработки законодательной базы единого надзорного банковского органа. Европейский центральный банк (ЕЦБ) отныне сможет вмешиваться в работу любого финучреждения еврозоны в случае необходимости.

Лидеры ЕС подтвердили возможность прямой рекапитализации банков через стабилизационный фонд European Stability Mechanism (ESM). Ван Ромпей призвал как можно скорее гармонизировать национальные правила работы с проблемными банками. Если учесть тот прискорбный факт, что в основе кризиса еврозоны лежат как раз долговые проблемы, его призывы выглядят обоснованно.

Присоединиться к единой системе банковского надзора смогут и страны ЕС, не входящие в еврозону. ЕЦБ в этом случае разделит функции надзорного органа с национальными финансовыми регуляторами.

Идея создания банковского союза была согласована еще в июне, одним из первых и ключевых его элементов должна стать единая система надзора за банками еврозоны. Соответствующее законодательство планируется разработать к концу 2012 года. Окончательный доклад главы Евросовета, посвященный нюансам интеграции финансовой системы в ЕС, будет представлен саммиту глав государств Евросоюза для утверждения на заседании в декабре.

Связано это с тем, что Германия и Великобритания пока что не готовы к предложенному радикальному варианту банковского союза. Они настаивают на большем влиянии национальных регуляторов. Поэтому по итогам брюссельского саммита федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила о том, что ЕЦБ будет отслеживать состояние лишь 25 крупнейших европейских банков. По ее мнению, прочие финансовые институты, в том числе сберегательные банки, не нуждаются в дополнительном контроле.

Слова Ангелы Меркель прямо противоречат намерениям Еврокомиссии, согласно которым полномочия ЕЦБ расширят на все «способные оказывать влияние» банки, а со временем функции единого надзорного органа будут включать страхование депозитов и управление банковской несостоятельностью.

Впрочем, разногласия между континентальной Европой и Великобританией еще глубже. А возможностей и желания для их преодоления все меньше и меньше. Как и проблем в самой Великобритании.

Лондон, гудбай?

Разногласия ЕС и Великобритании подогреваются кризисом и растущим евроскептицизмом самих британцев. Согласно последним опросам, большая часть англичан высказалась за выход из состава ЕС. Брюссельский бюрократический аппарат они считают раздутым, дорогим и неэффективным.

Впрочем, Великобритания сама столкнулась с проблемами, которые связаны ни много ни мало с дальнейшей судьбой самого Соединенного Королевства. 15 октября премьер-министр страны Дэвид Кэмерон и первый министр Шотландии, лидер Национальной партии Алекс Салмонд в Эдинбурге подписали документ об условиях проведения референдума, результатом которого может стать разрыв 300-летней унии Шотландии с Англией. Документ предусматривает, что в 2014 году состоится референдум, на котором шотландцы должны ответить на вопрос, оставаться ли их краю в составе Соединенного Королевства или стать независимым.

Сегодня Шотландия, которую населяют 5 млн человек, уже немало достигла на пути к независимости. У нее есть свой флаг, свой парламент, своя юридическая система, свои чемпионаты и спортивные сборные. Но опросы показывают, что лишь около 30% жителей Шотландии ратуют за независимость. Опасения шотландцев выразил Майкл Мур, министр по делам Шотландии в британском правительстве. Он заявил, что если Шотландия выйдет из Соединенного Королевства, то она возьмет на себя все обременения и риски и потеряет преимущества, которые имеет сейчас. Большая часть финансовых поступлений Шотландии – 30 млрд фунтов стерлингов в год – представляет собой гранты, предоставленные правительством Соединенного Королевства.

Но проблема Лондона в том, что подобные утверждения – лишь часть правды. На кон поставлена не только судьба ядерного подводного флота, база которого находится близ Глазго и против базирования которого выступает Нацио­нальная партия. Во время референдума будет решаться и судьба примерно 20 млрд баррелей нефти и газа на дне Северного моря, в водах Соединенного Королевства. Какая именно часть обширных нефтяных запасов должна отойти Шотландии после гипотетического отделения от Соединенного Королевства, непонятно, но в любом случае все нефтяные доходы останутся в новообразованной стране.

Кроме этого, референдум пройдет на фоне 700-й годовщины битвы при Бэннокберне, во время которой силы шотландцев разгромили английских захватчиков. Также Салмонду удалось добиться согласия Лондона на участие в референдуме 16-летних. А они гораздо больше, чем умудренные жизнью избиратели, склонны голосовать за рискованные варианты. Если же учесть то, что всего шесть лет назад за выход из состава королевства выступала половина шотландцев, а сегодня лишь треть, борьба за будущее Великобритании только начинается.

Фламандский триумф

Днем ранее встречи лидеров Великобритании и Шотландии в Бельгии состоялись выборы мэров городов и местных депутатов. А поскольку в стране нет ни одной общенациональной партии, которая действовала бы в обеих частях страны – голландскоязычной Фландрии и франкофонной Валлонии, на выборы вышли пять валлонских и шесть фламандских партий.

И если в Валлонии выборы только укрепили популярность Социалистической партии премьера Бельгии Элио ди Рупо, то во Фландрии убедительную победу одержали националисты. Партия «Новый фламандский альянс» (НФА), выступающая за максимальную независимость Фландрии, получила в среднем 30% голосов. Сам лидер НФА Барт де Вевер, набравший почти 38% голосов в Антверпене, намерен занять пост бургомистра этого второго по значимости экономического центра Бельгии.

Не успели в Антверпене объявить результаты голосования, как фламандские националисты выдвинули ультиматум правительству Бельгии с требованием преобразовать страну в конфедерацию. «Нас слишком долго держали за дойных коров, и теперь этому придет конец. Мы больше не потерпим неадекватного экономического управления страной», – пообещал де Вевер своим сторонникам.

Речь о том, что фламандцы, составляющие около 60% коренного населения Бельгии, живут гораздо богаче валлонов. Франкоязычные регионы являются дотационными, и это вызывает недовольство фламандцев. Именно поэтому в основе программы де Вевера лежит идея того, что процветающей экономике Фландрии не нужна обуза в виде отсталой Валлонии, на развитие которой фламандцы ежегодно тратят около €16 млрд.

Фламандский триумф де Вевера создает его партии благоприятный плацдарм для подготовки к следующим федеральным выборам. Если НФА сможет набрать в 2014 году более 40% голосов, то де Вевер автоматически станет главным кандидатом на пост премьер-министра Бельгии. В этом случае он сможет навязать политикам переговоры о превращении Бельгии в конфедерацию, осуществив свои намерения буквально изменить карту современной Европы.

Для подобного развития событий оснований более чем достаточно. Правда, как считают эксперты, отделение Фландрии, скорее всего, произойдет только после кончины нынешнего бельгийского короля 78-летнего Альберта II, который уважаем, пользуется популярностью в стране, в равной степени говорит и на французском, и на нидерландском. Тогда фламандцы могут поставить вопрос об отделении и образовании независимой республики, не оглядываясь на авторитет монарха.

Каталонский марш

Неспокойно и в попавшей под удары кризиса Испании. В сентябре полтора миллиона сторонников создания независимой Каталонии прошли маршем по улицам Барселоны под желто-красными национальными флагами. Правительство Каталонии запросило у центральных властей право инициировать проведение общенациональных референдумов, однако 10 октября парламент Испании отклонил просьбу, назвав ее противоречащей конституции.

Премьер-министр Мариано Рахой заявил, что выход региона из состава страны будет «ошибкой гигантского масштаба». Но настроения в Каталонии свидетельствуют о том, что рано или поздно властям придется если не отпустить регион, то хотя бы пойти на уступки и изменить его статус в сторону большей автономии.

По данным Центра изучения общественного мнения правительства Испании, доля жителей Каталонии, выступающих за полную независимость, выросла с 13% в 2005 году до 34% в 2012-м. В то же время доля сторонников сохранения существующего порядка отношений с Мадридом упала с 40 до 25%. Дело в том, что Испания, запросившая экономической помощи у ЕС, вынуждена вводить в стране режим жесткой экономии. Каталония же, наряду с немецкой землей Баден-Вюртемберг, итальянской Ломбардией и французскими Рона–Альпами, входит в число регионов, которые называют «двигателями Европы». Доля Каталонии в ВВП Испании в 2011 году составила 18,7%, это самый большой показатель среди 18 испанских регионов.

Как считают эксперты, ни в Каталонии, ни в Шотландии дело до отделения от государства не дойдет, и требования региональных властей ограничатся предоставлением дополнительных преференций. Кроме этого, дополнительным стимулом для поиска компромисса можно считать фактор ЕС. В уставе Евросоюза есть пункт, согласно которому в случае раздела государства на две части они должны заново подавать заявку на вступление. А ведь ЕС предоставляет массу преимуществ для торговли, кроме того, не стоит забывать и о прямой финансовой помощи тому же Мадриду.

Очевидно, что сегодня требующие независимости регионы смогут добиваться от своих правительств усиления регионального фактора в деятельности Евросоюза. Для этого местные власти и в Шотландии, и в Каталонии уже потребовали усилить роль Комитета регионов ЕС – организации, обеспечивающей гарантии участия местных властей в работе институтов Европейского Союза.

Возможно, подобная европейская диалектика как раз и приведет к вожделенной европейской федерации. Глубокая экономическая и политическая интеграция с максимальным представительством регионов может достаточно быстро сформировать условия для создания единого европейского государства. Причем гораздо быстрее, чем мы предполагаем.

Джерело: "Украинская техническая газета", Александр Леонов

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

26 вересня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Політолог вважає, що Генпрокуратура розбила ілюзії Луценка
26 вересня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Політолог пояснив, що криється за «геополітичним хуторянством» українців
26 вересня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Боротьба розгорнулась через недовіру політичних сил одна до одної
25 вересня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Фесенко назвав шлях до вирішення конфлікту керівників НАБУ та САП
архів коментарів

Персональний кабінет