Каспийская альтернатива

Во второй половине ноября Милли Меджлис — парламент Азербайджана — ратифицировал соглашение по проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP). Вернее, утвердили два документа: о создании Трансанатолийской газопроводной системы и о продаже, закупке, тарифах и транзите природного газа через территорию Турции. Таким образом, Баку сделал серьезную заявку на усиление своего геополитического статуса. Он готовится стать самостоятельным игроком на стратегически важном газовом рынке.
Заодно Азербайджан ломает сложившийся энергетический расклад и в самом регионе, и в Старом Свете. Дело в том, что Трансанатолийский газопровод может не только стать дополнительным конкурентом для российского «Южного потока», но и вдохнуть новую жизнь в достаточно проблемный проект «Набукко». И в случае благоприятного развития событий подсобить Украине в диверсификации поставок энергоносителей.
Новый игрок
История TANAP началась в декабре прошлого года. Тогда Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании в создании консорциума для строительства Трансанатолийского газопровода. Новый энергетический маршрут протяженностью около двух тысяч километров должен пройти из Азербайджана через Грузию в Турцию до границ этой страны с Болгарией или Грецией. Учредителями консорциума являются государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR (80%), турецкий государственный оператор трубопроводов Botas и турецкая нефтяная компания Turkiye Petrolleri AO (20%).
Начать строительство газопровода планировалось в IV квартале 2014 года, однако недавно стало известно, что уже со следующего года Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР) начнет финансирование двух крупных проектов государственного значения – TANAP и строительства нового нефтехимического комплекса SOCAR в пригороде Баку.
Согласно замыслу, на первом этапе реализации проекта пропускная способность газопровода составит 16 млрд м3 газа в год. Из этого объема 6 млрд м3 используют турецкие потребители и 10 млрд м3 — европейские страны. Далее планируется увеличение поставок до 24 млрд м3. Ввод в действие первой очереди трубы стоимостью около $8 млрд приурочат к началу добычи газа на второй очереди азербайджанского месторождения Шах-Дениз.
О своем намерении принять участие в строительстве и эксплуатации Трансанатолийского газопровода официально объявили партнеры SOCAR по проекту «Шах-Дениз» — BP, Statoil и Total. С такими союзниками шансы на успешную реализацию проекта повышаются. При этом стоит отдельно отметить, что при любом раскладе долевое участие SOCAR в проекте не может быть менее 51%.
Это означает, что, владея контрольным пакетом в консорциуме, Баку может самостоятельно устанавливать тарифы и заключать соглашения с третьей стороной о транзите природного газа, лишь уведомив правительство Турции, по территории которой пройдет трубопровод. Таким образом, сегодня Азербайджан пытается заложить базис для транспортировки в Европу своего газа с уже открытых месторождений Шах-Дениз с ресурсами более 1,2 трлн м3, Абшерон, Умид и перспективных, в районе которых ГНКАР проводит масштабные поисково-разведочные работы.
То есть страна пытается прорваться в «высшую энергетическую лигу». Страна, которая еще восемь лет назад добывала чуть больше 4,5 млрд м3 голубого топлива и была вынуждена импортировать газ из России. Но государственный подход к развитию отрасли позволил Баку совершить настоящий прорыв.
Уже в 2010 году в Азербайджане добыли 26,2 млрд м3 газа, из которых почти 16,7 млрд пришлось на товарный газ. Развитие газовой отрасли в стране сдерживалось нехваткой инфраструктурных мощностей для экспорта газа. Именно по этой причине в прошлом году была сокращена добыча на месторождении Шах-Дениз, а ввод в строй второй очереди перенесен с 2014—2016 гг. на 2017-й.
У Анкары в этом проекте свой интерес. По словам министра энергетики Турции Танера Йылдыза, строительство нового газопровода позволит значительно сократить расходы на транспортировку газа, но самое главное — после этого поставки газа в Европу приобретут более четкие очертания. Если перевести это высказывание с дипломатического языка, можно сделать вывод: Анкара как никогда близка к тому, чтобы фактически замкнуть на себе все энергетические проекты региона.
Реанимация «Набукко»
Реализация проекта вначале не только не вызывала обеспокоенности в Москве, но и порождала некоторое воодушевление. Дело в том, что отдельные российские эксперты решили, что TANAP практически «закрывает» проект Nabucco, что означало бы дополнительный шанс для российского «Южного потока».
Правда, следует признать, что для подобных надежд были основания. Дело в том, что сроки ввода газопровода в строй уже неоднократно переносились, последний раз Nabucco Gas Pipeline заявляла об их смещении с 2015 на 2017 год. В основном это связано с тем, что акционеры до сих пор не нашли поставщика газа в трубу: с Ираном Европа не может договориться из-за политической напряженности, а Туркмения, обещавшая обеспечить поставки, тянет время. Кроме того, переговорный процесс осложняется отсутствием договора о разделе Каспия (именно с месторождений каспийского шельфа должны поступать основные объемы газа).
Именно поэтому казалось, что Трансанатолийский проект окончательно добьет своего «собрата», поскольку фактически отберет у него последнюю надежду на обретение ресурсной базы. Но на практике все получилось с точностью до наоборот.
Как оказалось, решимость Баку проложить собственный газопровод по территории Турции значительно облегчила задачу участникам проекта Nabucco West. Этот проект предусматривает строительство 1300 километров трубопровода (Болгария — 412 км, Румыния — 469 км, Венгрия — 384 км, Австрия — 47 км) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена. В настоящий момент акционерами проекта Nabucco выступают австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.
Газ, который будет добыт в рамках второй стадии разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения Шах-Дениз, рассматривается в качестве основного источника для проекта. То есть Трансанатолийский газопровод по сути составит большую часть газопровода Nabucco West.
И поэтому нет ничего удивительного в том, что представители Nabucco West инициировали интенсивные переговоры о присоединении к Трансанатолийскому газопроводу. Этот шаг позволил окончательно синхронизировать маршрут транспортировки азербайджанского газа в Европу с самым главным европейским энергетическим проектом.
Именно по этой причине ЕС поддержал решение Турции и Азербайджана. И сделал это не только Брюссель. Политическую поддержку Трансанатолийскому проекту оказывают и США. Об этом в начале ноября на заседании Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики в Стамбуле заявил хорошо известный украинцам координатор госдепартамента США по вопросам энергетической безопасности Карлос Паскуаль.
Следует особо отметить, что и TANAP, и действующие уже трубопроводы Баку–Джейхан и Баку–Супса имеют транснациональный статус. И ввиду этого особое значение приобретает вопрос их безопасного функционирования. Поэтому Азербайджан представил недавно в НАТО предложения по охране основных экспортных трубопроводов и энергетической инфраструктуры.
Как сообщили в НАТО агентству АПА, азербайджанские предложения связаны с физической охраной трубопроводов (нефтяных и газовых). Баку, взяв за основу потенциальные угрозы на территории Грузии и Турции (диверсии сепаратистов, а также возможные боевые действия), где расположены энергетическая инфраструктура и трубопроводы, попросил у НАТО технологическую помощь.
По мнению экспертов НАТО, проанализировавших возможные угрозы энергетической инфраструктуре в бассейне Каспия и регионе Южного Кавказа, страны, реализующие в настоящее время проекты, имеют возможности для борьбы с этими угрозами.
Таким образом, Азербайджан создал предпосылки для прямого сотрудничества и с Североатлантическим альянсом. А прямая заинтересованность в реализации проекта ЕС, США и НАТО создает почти идеальное лобби для продвижения трансанатолийского маршрута и практически однозначно дарит ему геополитический статус.
Стержень для ГУАМ
Не захотел оставаться в стороне от перспективного проекта и Киев, который давно ищет возможности для обеспечения своей энергетической независимости. Именно поэтому, как сообщил министр топлива и энергетики Юрий Бойко в эфире телеканала «Интер», Украина подала заявку консорциуму «Шах-Дениз» на разработку месторождения в Азербайджане с перспективой использования газа отечественной газотранспортной системой.
И тут стоит сказать о главном. Анкара поддержала участие Украины в строительстве Трансанатолийского газопровода из Азербайджана в Европу через турецкую территорию. Как сообщил посол Украины в Турции Сергей Корсунский, «существуют технические возможности поставлять наши трубы, оборудование и компрессоры, наших специалистов для строительства трубопроводов». Киев надеется, что после введения в эксплуатацию данного трубопровода определенная часть газа будет направлена на территорию Украины, и наша страна сможет использовать его для поставок в Европу.
Об этом сказал заместитель министра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха на встрече с представителями энергетического сектора Норвегии в Осло. Он отметил, что сейчас активно разрабатывается одно из месторождений в Азербайджане с участием компаний ВР и норвежской Statoil. При этом министр подчеркнул, что подземные хранилища газа, находящиеся на территории Западной Украины, позволят использовать газ с учетом нужд европейских потребителей, сглаживая сезонные колебания спроса в периоды пикового потребления.
Не остались в стороне и представители Баку. Как заявил посол Азербайджана в Украине Эйнулла Мадатли, желание Украины присоединиться к строительству TANAP полностью поддерживается его страной. Таким образом, Украина заручилась поддержкой всех акционеров Трансанатолийского проекта.
Но, возможно, главным результатом движений вокруг TANAP станет обретение смысла организацией, которую создали в свое время Украина, Грузия и Азербайджан, – ГУАМ. А смысл, который появится в совместном энергетическом проекте, представляется достаточно современным и амбициозным. Не так ли?
Матерiали по темi:
«Возможное назначение Оганяна генсеком ОДКБ вызовет обострение на Южном Кавказе»
Радикальный демарш. Стоит ли Киеву выходить из ПАСЕ
Путин будет продолжать пугать Запад «большой войной»
Зурабов больше не мог исполнять роль коммуникатора между руководством России и Украины в условиях "гибридной войны"
Путин и Эрдоган: кому выгодно потепление в отношениях
Настроения жителей Донбасса отражают реальную ситуацию — усталость от войны
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.