Черноморский шанс Украины

О том, что 2013-й будет годом председательства Украины в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, говорят много и охотно. Правда, при этом эксперты дружно отмечают, что сложившаяся политическая ситуация и достаточно символический характер председательствования вряд ли позволят Киеву добиться каких-либо серьезных результатов во главе ОБСЕ.
При этом практически без внимания остается другое украинское председательство – в Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). И хотя руководство Киева в ОЧЭС будет длиться только до 30 июня 2013 года, этот срок можно и нужно использовать для укрепления позиций Украины в регионе.
Подробно
Регион сотрудничества
На сегодняшний день Организация черноморского экономического сотрудничества, штаб-квартира которой расположена в Стамбуле, объединяет 12 государств Причерноморья и Южных Балкан: Азербайджан, Албанию, Болгарию, Армению, Грецию, Грузию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Турцию и Украину. Кроме этого, 13 стран, включая США, Германию, Францию и Италию, имеют в ней статус наблюдателей.
Официально датой создания ОЧЭС считается 1 мая 1999 года. Именно в этот день вступил в силу ее устав, подписанный 5 июня 1998-го на Ялтинском саммите ЧЭС, и она приобрела международный правовой статус, будучи преобразованной в полноценную региональную экономическую организацию.
Однако настоящей точкой отсчета этой международной структуры можно считать 1990 год, когда президент Турции Тургут Озал выступил с инициативой создания Черноморской зоны процветания и сотрудничества с участием СССР, Турции, Румынии и Болгарии. Только через два года эта инициатива наконец-то обрела форму документа – так называемой Стамбульской декларации «О Черноморском экономическом сотрудничестве».
К этому времени успел измениться не только Причерноморский регион, а и весь мир. Так, если в свое время турецкая инициатива о более тесном сотрудничестве причерноморских государств была выдвинута в условиях существования СССР и Восточного блока, куда входили Болгария и Румыния, то сегодня мы имеем другую реальность. Восточноевропейские причерноморские страны, бывшие члены Варшавского Договора и СЭВ, ныне — члены ЕС и НАТО. Изменился статус Южного Кавказа, он стал играть важную роль в транзите каспийских и среднеазиатских энергоресурсов в Европу. Страны Южного Кавказа — члены СНГ, часть из них входит в ГУАМ, одни — члены ОДКБ, другие стремятся в НАТО. Украина и Молдова — в составе СНГ и ГУАМ. Ряд других участников ОЧЭС — Греция, Болгария, Румыния — члены ЕС.
Поскольку Советский Союз прекратил свое существование, то идею турецкого лидера реализовывали Анкара, Киев и Москва. Вскоре к ним присоединились Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова и Румыния, а также Греция, Болгария и Албания.
Один лишь список государств – участников организации вызывал серьезный скепсис в ее успешности. Неудивительно, что сначала мало кто из экспертов верил в жизнеспособность и долговечность этой структуры. Слишком много противоречий было между членами новой организации (вплоть до вооруженных конфликтов), слишком разные интересы, слишком бурная история у этого региона. Одним словом, разные, порой противоречащие друг другу интересы ныне сходятся на площадке ОЧЭС. От того, насколько удастся их согласовать, зависит, превратится ли ОЧЭС в мост, соединяющий Европу с Малой и Средней Азией.
Претензии на новую роль
Не добавляла оптимизма перспективам ЧЭС и существенная проблема с финансами, без которых реализация проектов и задач была попросту невозможна. И хотя в Стамбульской декларации заявлялось о необходимости учреждения Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), работа по его созданию на самом деле началась лишь в 1995 году, когда Европейский Союз выделил 250 тыс. экю на разработку бизнес-плана банка. Соглашение о его создании, уставной капитал которого составил $1,35 млрд, подписанное и ратифицированное всеми участниками, вступило в силу 24 января 1997 года.
Кроме этого, принятие любого стратегического решения Советом высших должностных лиц, касается оно транспорта, торговли либо энергетики, влечет за собой изменение законодательства. Создание зоны свободной торговли предполагает свободное перемещение не только товаров и услуг, но и капиталов и рабочей силы. А это означает необходимость гармонизации законов в каждой стране — участнице ОЧЭС. Для этого существует Парламентская ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС).
Таким образом, среди главных составляющих институтов ОЧЭС можно назвать ПАЧЭС, ЧБТР, Деловой совет (ДС ЧЭС) и Международный центр черноморских исследований (МЦЧИ). Все указанные структуры занимаются реализацией первоочередных задач ОЧЭС. Хотя в уставных документах они звучат достаточно обтекаемо – развитие экономического сотрудничества в регионе Черного моря и продвижение различных совместных интеграционных проектов, на самом деле среди них сегодня можно выделить вполне конкретные и очень интересные. Например, такие как транспортный коридор, так называемое кольцо вокруг Черного моря, а также различные энергетические проекты («Голубой поток», транспортировка нефти, электроэнергетика).
Очевидно, что если задачи, задекларированные ОЧЭС, воплотятся на практике, то это будет означать, что Причерноморье обретает статус одного из геостратегически важных регионов современного мира. И не случайно к деятельности этой организации сегодня приковано внимание политиков и экспертов не только собственно причерноморских государств, но и значительно удаленных (о чем свидетельствует внушительный список государств, которые являются наблюдателями в ОЧЭС).
Дело в том, что потенциал Организации черноморского экономического сотрудничества практически не ограничен. Так, территория стран, входящих в ОЧЭС, составляет порядка 20 млн км2 с
населением более 350 млн. А проходящие через регион традиционные и только появляющиеся перспективные пути коммуникации между Азией и Европой значительно усиливают интерес к деятельности организации.
Аспект
ОЧЭС: украинское измерение
Церемония передачи председательства от Турецкой Республики Украине состоялась 15 декабря прошлого года во время 27-го заседания совета министров иностранных дел ОЧЭС в Стамбуле. Тогдашний министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил, что Украины в период председательства направит усилия на укрепление региональной роли организации, будет заниматься реализацией проектов и программ регионального значения, в частности черноморской окружной автомагистрали и морских магистралей, подписанием многостороннего соглашения по интермодальным перевозкам, реализацией проекта прямого грузового паромно-железнодорожного сообщения и т.д.
В своем выступлении Константин Грищенко отметил, что Украина, руководствуясь уставом ОЧЭС, Декларацией Стамбульского саммита по случаю 20-летия организации и обновленной Экономической повесткой дня ОЧЭС, «будет продолжать продвижение развития многостороннего экономического сотрудничества. Эта работа будет осуществляться путем практического выполнения ранее утвержденных решений и заключенных соглашений, усиления проектно-ориентировочного подхода к деятельности ОЧЭС через реализацию проектов и программ регионального измерения. Украина уделит надлежащее внимание сферам торговли и транспорта, энергетики, науки и технологий, туризма, защиты окружающей среды и борьбы с организованной преступностью».
Тогда же министр иностранных дел Украины обратил внимание на необходимость эффективной координации в оценке экологических проблем, выявления региональных целей и задач устойчивого развития и отметил, что организация должна уделять намного больше внимания решению проблем конкретных прибрежных районов, поселков и городов.
Турецкий вектор
Особо стоит отметить совпадение стратегических интересов двух важнейших государств организации – Украины и Турции. Дело в том, что и Киев, и Анкара не скрывают, что придают особое значение ОЧЭС как организации, повышающей их вес в переговорах о возможном вступлении в ЕС. Недаром обе страны на самом высоком уровне неоднократно одобряли интерес Европейского Союза к деятельности Организации черноморского экономического сотрудничества.
Так, в прошлом году первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский в Стамбуле достаточно прямо заявлял: «После того как ряд стран, которые являются членами организации, вошли в Европейский Союз, хотим мы того или не хотим, ЕС становится частью большой черноморской европейской семьи. И, безусловно, вовлеченность в эту семью со стороны ЕС нами приветствуется».
Если же говорить о необходимости и дальше укреплять экономическое партнерство между Киевом и Анкарой, нельзя не вспомнить о работе над соглашением о зоне свободной торговли между Украиной и Турцией. Вполне возможно, что оно будет подписано как раз в период председательствования нашей страны в ОЧЭС. Во всяком случае, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган считает, что этот шаг необходимо сделать как можно быстрее. Во время прошлогоднего визита в Украину он подчеркнул, что Турция хотела бы, чтобы товарооборот между двумя странами до 2015 года достиг $20 млрд.
Конечно же, еще остается целый ряд менее глобальных задач, реализация которых позволит продвинуть украинский интерес в Причерноморье. Например, развитие портов и транспорта в Черноморском регионе. В том числе переключение грузопотоков между черноморскими и балтийскими странами на сухопутные железнодорожные пути. Особое значение это имеет для интермодальных перевозок, то есть контейнерных, авто-паромных и железнодорожно-паромных.
Однако все же главной задачей и главной проблемой для Киева будет необходимость доказать состоятельность своих претензий на региональное лидерство. Безусловно, для украинской дипломатии это не только серьезное испытание, но и достойный вызов их профессионализму.
Матерiали по темi:
Путін почекає
Возможно, Украине подойдет норвежский формат сотрудничества с ЕС
Трамп определился с госсекретарем. Что это значит для Украины
Психологическая победа Киева над Москвой
Дострокові вибори і реванш "Опоблоку" неможливі, – Фесенко
Мы будем не выходить, а выползать из кризиса
Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.