Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 15 квітня 2013 року

Острая парламентская недостаточность и как ее лечить

Острая парламентская недостаточность и как ее лечить
Если кто-то не умеет работать, его можно научить. Если кто-то не хочет работать, его можно заставить. Если кто-то не способен работать, его нужно заменить. Главное - точно ответить на вопрос: способен или нет. В случае с нынешним украинским парламентом ответ еще не готов. Надежда, что парламентский организм восстановится и заработает, остается. Хотя и небольшая. К тому, же "острая парламентская недостаточность", которая характеризуется неспособностью работать, дополнилась не так давно еще одной опасной проблемой - "раздвоением парламентской личности" - это когда одна половина парламента не работает, а другая думает, что работает, но как-то не так.
Словом, все больше и больше лечащие врачи начали задумываться о радикальных средствах оздоровления.
Слово "роспуск" все чаще звучит в парламентских и не только парламентских стенах. Даже в сессионном зале Верховной Рады, в те нечастые моменты, когда парламент работал, это слово звучало. Спикер Владимир Рыбак, скорее полушутя, чем полусерьезно, даже предлагал депутатам проголосовать за самороспуск Верховной Рады, прекрасно при этом понимая, что не готовы они на такой самоотверженный и где-то даже благородный жест. Не готовы. Да и не время еще. Но это время может наступить. И довольно скоро. Возможно, даже этим летом. А точнее тогда, когда будут созданы условия - и для роспуска нынешнего парламента, и для выборов нового. Причем такие, которые обеспечат создание в парламенте более выигрышной для власти конфигурации политических сил. Роспуск и перевыборы Верховной Рады на нынешней законодательной базе, то есть, на основе смешанного избирательного закона, такого результата не обещают. Поэтому вместе со словом "роспуск" зазвучало из уст провластных политиков и слово "референдум". А в качестве обязательного дополнения у нему называются еще и те вопросы, по которым гражданам будет предложено высказаться, а именно: об изменении избирательной системы - со смешанной на полностью мажоритарную, и структуры парламента - с однопалатной на двухпалатную. А после такого референдума уже будут предпосылки старый парламент распустить, а новый - избрать.
А пока не время. Да и надежда еще остается, что перспектива роспуска таки реанимирует парламентский организм и он заработает.
Способен ли парламентский организм самоизлечится или радикального лечения все-таки не избежать? Проанализировать "свежую" историю парламентской болезни и возможные варианты лечения согласились известные политологи - директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко и руководитель аналитического центра "Политика" Игорь Попов.
 

Свежий рецидив "парламентской болезни"
 
"Последняя пленарная неделя, напоминает В.Фесенко, ознаменовалась новой фазой парламентского кризиса в Украине. Причем, это качественно новая фаза, поскольку произошло уже не просто противостояние между парламентским большинством и оппозицией, а произошло - уже второй раз в украинской истории - "раздвоение" парламента. Когда парламентское большинство и оппозиция начали работать отдельно. В 2000 году такой прецедент уже был. И, между прочим, тогда он завершился победой большинства - оно сначала заседало в Украинском доме, там переизбрало руководство Верховной Рады, а затем вернулось в зал пленарных заседаний парламента. Сейчас ситуация может быть похожей. Разве что, возможно, в несколько иных формах.
Но почему же это произошло? Думаю, говорит эксперт, что главная причина нынешнего противостояния безусловно связана с глубокими, острыми политическими конфликтами и в середине парламента, и в обществе. Мы видим, что обе стороны пытаются играть на опережение. Пытаются использовать достаточно мощные формы давления на своих оппонентов. Оппозиция начала уличные акции и снова применяет в зале Верховной Рады метод блокирования. В последний раз повод для этого был достаточно весомый - требование проведения киевских выборов. Но традиционный способ достижения цели - блокирование работы Верховной Рады - в данном случае  не сработал. Парламентское большинство провело отдельное заседания и таким образом продемонстрировало, что "на ваш лом" - в виде блокирования работы Верховной Рады, у нас есть свой прием или "другой лом". И тот, и другой способы выглядят действительно сомнительными. Они недостаточно легитимные. Хотя парламентское большинство ссылается на регламент Верховной Рады, где, с одной стороны, речь идет о проведении парламентских заседаний в здании Верховной Рады на Грушевськог, 5, а, с другой стороны, предполагается, что решением большинства народных депутатов заседание Верховной Рады могут проходить и в другом месте. Большинство этим воспользовалось. И тем самым, подчеркивает В.Фесенко, продемонстрировало возможность нейтрализации метода блокирования со стороны оппозиции."

КСТАТИ. Высший административный суд Украины признал заседание, которое состоялось 4 апреля в актовом зале парламентских комитетов на ул.Банковой, правомочным. В решении суда отмечается, что "по состоянию на 4 апреля Верховная Рада была правомочна, поскольку ее количественный состав соответствовал законодательно определенному количественному критерию. В соответствии с ч.1 ст.2 Регламента, Верховная Рада проводит заседания в здании Верховной Рады. В то же время, согласно ч.2 этой статьи Регламента, по решению Верховной Рады ее заседания могут проводиться в другом месте".

Возможно ли самооздоровление?

"Если "раздвоение" парламента будет продолжаться и дальше, тогда возникнет серьезная опасность роспуска Верховной Рады, - говорит В.Фесенко. Мне кажется, эту проблему, этот риск понимают и в парламентском большинстве, и в оппозиции. И поэтому, руководствуясь инстинктом самосохранения, инстинктом депутатского выживания, необходимостью сохранения нынешнего парламента, а соответственно и своих депутатских мандатов, парламентарии будут пытаться избежать роспуска Верховной Рады.
Для этого оппозиции нужно, как минимум, прекратить блокирование парламента. И тогда ситуация постепенно и хотя бы частично может вернуться в нормальный режим функционирования Верховной Рады. То есть большинство и оппозиция должны договориться об определенном компромиссе. Другое дело, отмечает В.Фесенко, что сегодня мы пока не видим готовности к такому "большому" компромиссу. И тем более отсутствует готовность выполнять условия этого компромисса. Ведь уже не один раз вроде бы договаривались, а затем снова - противостояние и блокирование."

Политолог И.Попов также считает, что "нынешние депутаты демонстрируют неспособность к компромиссу, неспособность к совместной работе. Этот парламент, по его оценке, является, пожалуй, наиболее конфликтным из всех последних парламентов. Тем не менее, компромисс, как вариант выхода из нынешней кризисной ситуации - хоть в определенной мере и фантастический - существует. Это могло бы быть проведение "круглого стола", определении приоритетов для страны, под которыми подпишутся и большинство, и меньшинство, и власть, и оппозиция, их совместная работа над проблемами страны. И, конечно же, подчеркивает И.Попов, наложение моратория, хотя бы временного, на конфликты."

КСТАТИ. Председатель Верховной Рады Владимир Рыбак считает, что на предстоящей пленарной неделе никакого блокирования работы Верховной Рады не будет, выездного заседания тоже не будет, а "будет работа в сессионном зале". Основанием для таких прогнозов стало достижение договоренностей о том, что все вопросы, которые есть у оппозиции, будут рассмотрены в сессионном зале с 16 по 19 апреля. Лидер фракции "Батькивщина" Арсений Яценюк подтвердил в пятницу, что требования оппозиции удовлетворены, четыре ее вопроса - о выборах мэра Киева, об отмене пенсионной реформы, об отставке правительства и декриминализации статей, по которым осуждена экс-премьер Украины Юлия Тимошенко - находятся в повестке дня, поэтому на следующей неделе оппозиция готова их рассматривать". Подталкивает к работе и наличие пакета законопроектов по евроинтеграции. Тем более, что послы стран ЕС на этой неделе очень обеспокоились ситуацией в украинском парламенте и даже заявили, что "блокирование парламента на протяжении 4-5 месяцев - не совсем отвечает европейским стандартам". И как после этого не заработать.

Когда уже не обойтись без внешнего вмешательства?

Возобновление работы в парламенте не гарантирует, что ее вновь не будет заблокировано. "И если ситуация с блокированием будет повторяться в дальнейшем, если парламент опять будет лихорадить, если в Верховной Раде не будет устойчивого большинства, если Президент не будет видеть смысла в работе такой Верховной Рады, то у главы государства, как считает политолог В.Фесенко, может возникнуть серьезное желание прекратить существование такого законодательного органа. А параллельно запустить инициативу с референдумом: изменить избирательный закон и попытаться сформировать новый, более лояльный к себе парламент."

К тому же, как считает политолог И.Попов, роспуск Верховной Рады принесет дополнительные политические баллы и обеспечит рост рейтинга действующему Президенту. Как это было с предыдущим Президентом, когда он распустил парламент. То есть Президент такими решительными действиями покажет, что он наводит политический порядок, является хозяином в стране. И это, как правило, по мнению эксперта, дает от 5 до 10 процентов роста рейтинга. 

Шоковая внепарламентская хирургия

Роспуск парламента И.Попов считает достаточно реальным. По его словам, роспуск парламента возможен несколькими способами. Во-первых, напоминает эксперт, если парламент в течение 30-ти дней не может начать пленарные заседания, президент может издать указ о его роспуске.
Во-вторых, это может быть Всеукраинский референдум о недоверии Верховной Раде Украины, который предусматривает роспуск по результатам референдума.
В-третьих, это может быть так же Всеукраинский референдум, который будет предусматривать изменения в политической и избирательной системах, а именно - возвращение к полностью мажоритарным выборам, введение двухпалатного парламента. И, конечно, считает политолог, в случае проведения такой системной реформы действующий парламент должен быть распущен и проведены новые выборы.
В-четвертых, парламент также может самороспуститься. И хотя сейчас сделать это уже не так легко, как, скажем, в 2007 году, однако и сейчас или большинство, или меньшинство, или же вместе, могут поиграть в игру под названием "сложение депутатских мандатов", что и приведет к роспуску Верховной Рады Украины.
Из всех вариантов роспуска парламента, по мнению И.Попова, референдум является наиболее реальным.
И произойти это может уже в ближайшее время. Референдум может быть проведен уже летом или осенью.
И то, какое решение будет принято, по крайней мере, пока, зависит от депутатов, - подчеркивает И.Попов. Или они действительно находят компромисс, забывают об обидах и работают на страну. Или этот шанс предоставится другому парламенту, а нынешний придется распустить."

КСТАТИ. Президент Украины Виктор Янукович надеется, что депутаты смогут договориться и начать работу. Что же касается возможного роспуска Верховной Рады, то свою позицию 11 апреля он сформулировал так: "Я могу поступить жестко, но это только в крайнем случае. Мы не такие богатые, чтобы проводить постоянно выборы. Это будут выборы за наш с вами счет".

Но если "парламентская болезнь" будет прогрессировать, этот "крайний случай" может наступить.

Джерело: В.Мирончук, ЧасUA

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

16 серпня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Стратегические риски. Чем грозит возобновление ядерной программы Ираном
14 серпня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
НАПК не должно проверять все декларации
11 серпня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Балчун устал от конфликта с Омеляном
11 серпня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Арест Насирова — неконтролируемое развитие событий
архів коментарів

Персональний кабінет