Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 17 квітня 2013 року

Эпоха Си

Эпоха Си
Новый лидер Китая Си Цзиньпин определил сферы доминирования Пекина в мировом измерении. Киеву придется как-то приспосабливаться к установленному порядку
В середине марта в Китае председателем Китайской Народной Республики и главой Центрального военного совета избран Си Цзиньпин, который на прошедшем в ноябре 2012 года съезде компартии сменил Ху Цзиньтао на посту генерального секретаря. Как главе «пятого поколения» руководителей Си Цзиньпину по китайскому законодательству предстоит управлять страной до 2023 года. И уже сейчас во всем мире задаются вопросом не только who is мистер Си, но и каким станет Китай при новом руководителе.

Си Цзиньпин много говорил о «китайской мечте» и обновлении страны, он хочет быть сильным лидером и в то же время выступает за ускорение экономических реформ, среди которых – ослаб­ление влияния государства на экономику. Во главу угла он ставит борьбу с коррупцией, объясняя, что «эта проблема способна разрушить любое государство».

Кроме этого, сверхзадачей, которую поставил перед собой и страной новый лидер Поднебесной, стало превращение Китая в глобальную сверхдержаву во всех аспектах этого понятия. Первые зарубежные визиты Си Цзиньпина позволяют говорить о том, за счет каких инструментов и ресурсов будет реализовываться эта задача.

Подробно

Московские тенденции

Свой первый визит, который к тому же имел статус государственного, председатель КНР совершил в Россию. В Пекине его назвали успешным, а в России – историческим. Внешне все было достаточно благополучно: в ходе переговоров стороны подписали более 30 соглашений в разных сферах. Среди самых важных — договор об увеличении поставок российских углеводородов в Китай и строительстве новых веток трубопроводов по южному направлению.

Представители российской власти подчеркивали важность выбора Си Цзиньпином России в качестве первой зарубежной страны для посещения. Так, президент Владимир Путин назвал поездку китайского коллеги «знаковым жестом», а спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что этот факт говорит о приоритете РФ во внешней политике Китая.

Си Цзиньпин в долгу не остался: он назвал Путина хорошим другом, подчеркнул, что российско-китайская дружба служит гарантией сохранения стратегического баланса и мира во всем мире, и констатировал: итоги визита «превзошли все ожидания».

Однако, несмотря на активную демонстрацию удовлетворения обеих сторон, эксперты предрекают ухудшение отношений между Пекином и Москвой в связи с китайскими амбициями на рынке вооружений. И последовавший за визитом скандал фактически подтвердил эти опасения. Буквально через несколько дней после визита Си Цзиньпина ситуация вокруг поставок российских истребителей в Китай приобрела скандальный характер.

Официальные китайские источники передали, что во время визита председателя КНР в Москву 22—24 марта страны подписали контракты о совместном строительстве четырех подводных лодок класса «Лада» и о покупке Китаем 24 истребителей Су-35. Поставки самолетов в Китай должны начаться после 2015 года, сделка оценивалась примерно в $1,5 млрд.

Между тем эксперты отмечают, что, учитывая цену одного Су-35 (примерно $90 млн), стоимость контракта может превысить $2,3 млрд. Строительство подлодок обойдется еще примерно в $1—1,2 млрд. Таким образом, общая стоимость всех заключенных контрактов может превысить $3,5 млрд.

Но позже агентство ИТАР-ТАСС фактически опровергло официальные китайские новости, сообщив, что ничего подобного РФ и КНР не подписывали. Об этом журналистам сообщил информированный источник в системе военно-технического сотрудничества (ВТС) РФ с иностранными государствами.

Судя по всему, основной спор вызван возможностью передачи Китаю технологий производства и организации выпуска аналогов непосредственно на китайских предприятиях. Раньше такая закупочная политика Китая уже оборачивалась неприятными «откровениями», в том числе и для российской общественности. Чиновники часто рассказывали россиянам о воровстве отечественных технологий, хотя на самом деле возможность переноса производства либо прямо предусматривалась контрактами, либо никак не ограничивалась.

Очевидно, что подобные «недоразумения» будут повторяться и в дальнейшем – слишком уж по-разному видят свои межгосударственные отношения и свою роль Россия и Китай. Фактически российско-китайский альянс выльется в экономическое поглощение РФ в дружеских «объятиях» Китая. Вероятно, он имеет не столько антиамериканский, сколько прокитайский характер.

Получается, что Россия фактически помогает строительству новой китайской империи, обеспечивает ее ресурсами и подобно громоотводу принимает на себя риски китайских социально-экономических проблем. То есть на короткое время Москва в отношениях с Пекином оказалась в шкуре Киева, который ведет переговоры со своим северо-восточным соседом.

Африканские перспективы

Из России Си Цзиньпин отправился в Африку. С 24 по 30 марта председатель КНР нанес государственные визиты в Танзанию, ЮАР и Республику Конго. Во всех странах визит ознаменовался подписанием десятков соглашений в сфере торговли, инвестиций, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства, связи, освоения зон экспорта и переработки.

Не забывает Китай и о продвижении своих культурных интересов: в странах Африки строятся центры китайской культуры, достигнута договоренность о проведении в 2014-м Года ЮАР в Китае, а в 2015-м — Года Китая в ЮАР. Все это служит одной цели – превращению Африки в ресурсную базу для строительства китайской сверхдержавы. Кроме того, именно здесь Поднебесная обкатывает свои глобальные концепции и испытывает механизмы их претворения в жизнь.

Тот факт, что свои первые визиты Си Цзиньпин совершил именно в Африку, на континенте восприняли не просто положительно, а, как писали в советских передовицах, «восторженно». Собственно говоря, для такого отношения есть основания: инвестиции и помощь Пекина оказывают серьезное содействие социально-экономическому развитию африканских стран.

В последние годы количество китайских проектов по оказанию помощи Черному континенту превысило 900, Китай подготовил для Африки свыше 40 тыс. специалистов в различных областях. В 2012 году объем китайско-африканской торговли составил почти $200 млрд. 28 марта в южноафриканском Дурбане Си Цзиньпин во время завтрака с лидерами африканских стран от лица китайского народа дал обещание: Китай продолжит расширять сотрудничество с Африкой в сфере инвестиций и финансирования, в течение трех лет предоставит Африке кредиты на сумму $20 млрд, реализует «транснациональные и трансрегиональные отношения сотрудничества и партнерства в сфере инфраструктурного строительства с Африкой»; будет активно реализовывать «Программу по африканским специалистам», в течение следующих трех лет для африканских стран подготовят 30 тыс. специалистов в различных областях, предоставят 18 тыс. грантов для обучения африканских студентов в Китае.

Си Цзиньпин не скупился и на похвалы своим партнерам. Он рассказал о политике его страны в отношении Африки в новую эпоху и объявил международному сообществу, что Китай и Африка являются судьбоносным сообществом, останутся надежными друзьями и искренними партнерами, будут поддерживать друг друга и помогать друг другу, прилагать совместные усилия для реализации «китайской мечты» и «африканской мечты».

Событие

Тесный БРИКС

Одной из главных целей турне Си Цзиньпина было участие в 5-й встрече лидеров стран БРИКС, состоявшейся в южноафриканском Дурбане. Интересно, что именно здесь снова столкнулись интересы России и Китая. Дело в том, что Москва фактически заблокировала предложения КНР о создании банка развития БРИКС с капиталом $50 млрд и антикризисного фонда для поддержки экономик стран-членов в размере $100 млрд.

Пекин был готов едва ли не самостоятельно обеспечить финансирование обоих проектов, но партнеры-соперники не захотели, чтобы Поднебесная получила в свои руки контроль над создаваемыми структурами.

И тем не менее встреча лидеров стран БРИКС символизирует новый исторический отправной пункт. Уже можно говорить о том, что сотрудничество стран БРИКС становится все более тесным. Кроме этого, саммит фактически подтвердил процесс трансформации организации. На встречах лидеров обсуждались не только экономические, но и политические темы.

Все это говорит о том, что сегодня Пекин приступил к процессу институализации своего глобального лидерства. И за экономические преференции придется платить политическими уступками. Об этом должны помнить все, в том числе и Киев.

Аспект

Нештатная ситуация

Вот уже несколько лет Украина пытается сделать Китай не просто своим стратегическим партнером, а одним из векторов внешней политики. Это неудивительно. Появление третьей стороны позволит и дальше балансировать между Россией и Западом. Однако случайно или нет, но для Украины эпоха Си началась достаточно проблемно.

Одновременно с завершением процесса передачи власти от четвертого пятому поколению китайских руководителей в Киев пришли неприятные известия: Пекин отказался от закупки украинского подсолнечного масла. Результатом этого решения может стать потеря Украиной одного из крупнейших и перспективных рынков сбыта этой продукции.

На сегодняшний день Китай в структуре экспорта подсолнечного масла из Украины входит в десятку крупнейших стран с долей 5,5% по итогам 2011/2012 маркетингового года (с 1 сентября 2011-го по 31 августа 2012 года). И если за весь прошлый сезон в Китай отгрузили 76,9 тыс. тонн подсолнечного масла, то с начала нынешнего маркетингового года (с 1 сентября 2012 года) по 1 марта 2013 года — уже 100,8 тыс. тонн.

То есть, как считают представители компаний Cargill и Bunge, в среднесрочной перспективе Киев может нарастить ежегодные поставки масла в Китай до 500 тыс. тонн. А значит, Украина рискует потерять рынок сбыта объемом порядка $550 млн (!). В условиях экономического кризиса и отрицательного сальдо внешней торговли такая перспектива просто неприемлема.

Причем блокирование поставок подсолнечного масла из Украины в Китай происходит потому, что украинское законодательство не преду­сматривает выдачу фитосанитарного сертификата на растительное масло. Ситуация усугубляется еще и тем, что китайская сторона не уточняет, по каким параметрам и методике необходимо определять фитосанитарные нормы подсолнечного масла.

Как сообщают СМИ, возобновлением доступа украинского масла на китайский рынок уже занимаются в профильном министерстве. Однако стоит отметить, что этот случай говорит о многом. Например, о том, что Пекин достаточно жестко демонстрирует свое желание самостоятельно устанавливать правила. И, к сожалению, его партнерам не остается ничего иного, как подстраиваться под правила игры Поднебесной. Можно ли на таком базисе построить долговременные стратегические отношения – покажет время.

Джерело: Александр Леонов, "Украинская техническая газета"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

23 червня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Ключовою темою візиту П.Порошенка до Брюсселя будуть санкції проти РФ
23 червня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
«Городских сумасшедших» хватает в разных сферах
22 червня 2017 року
Леонов Олександр Валентинович:
Стратегическая повестка дня подтверждена
21 червня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Военное положение вместо анти-террористической операции
21 червня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Крок Холодницького вважаю не зовсім правильним
архів коментарів

Персональний кабінет