Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 13 червня 2013 року

Майские сенсации

Майские сенсации
Премьер-министр Украины Николай Азаров и председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписали «Меморандум об углублении взаимодействия…»

Май традиционно открывает «мертвый сезон» в украинской политике, поскольку в преддверии летнего курортно-отпускного периода и на фоне традиционных майских праздников обычно почти до нуля падает политическая активность. И в этот раз ничто, как говорится, не предвещало сенсации. До тех пор, пока не появилось сообщение о визите Виктора Януковича в Сочи для переговоров с его российским коллегой. Тот факт, что сообщение появилось буквально за несколько часов до начала визита, породило целую волну слухов о его целях и результатах.

Подробно

Сочинская интрига

На самом деле украинско-российскую встречу на высшем уровне совершенно неожиданной назвать нельзя. Ранее в Киеве ее анонсировал российский посол Михаил Зурабов. Однако ни дата, ни место названы не были, что и стало причиной эффекта внезапности.

Ситуацию нагнетало то, что на 29 мая намечалась встреча Виктора Януковича в Астане с президентами России, Беларуси и Казахстана. Ожидалось, что именно во время этих переговоров наконец-то будет найден компромисс между Киевом и Таможенным союзом. Дополнительную интригу внесла информация о том, что Президент Украины улетел в Сочи на личные переговоры с Владимиром Путиным по его приглашению.

О предмете переговоров не говорилось ничего. Вернее, сообщения носили настолько размытый характер, что их можно было трактовать как угодно. По информации пресс-службы российского президента, Янукович и Путин обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и взаимодействия в рамках интеграционных объединений.

Возникал резонный вопрос: либо Украина и Россия окончательно согласовывают последние нюансы будущих договоренностей в рамках ТС, либо речь шла о других – не менее важных – аспектах. Очевидно, что таковой могла стать только газовая тема. Точнее – тема будущего формата газотранспортного консорциума и вопрос изменения цены на газ. А может быть, обсуждались сразу две темы? Эксперты терялись в догадках.

Но на фоне последних резких заявлений представителей «Газпрома», требований России к Киеву выйти из Европейского энергетического сообщества и продолжающихся переговоров Украины о реверсе газа из стран Европы договоренности о двустороннем газотранспортном консорциуме выглядели достаточно фантастично. Особенно в свете возможного подписания Украиной и ЕС уже этой осенью договора об ассоциации.

Таким образом, у России тоже был повод поспешить. Ведь, как справедливо отмечали украинские эксперты, продвижение Украины в западном направлении при продолжении конфронтации на восточном создавало предпосылки для серьезного геополитического поражения Москвы. Именно потому Кремль, долго не желавший даже слышать об украинской формуле «3+1», на этот раз сменил гнев на милость.

Таким образом, сомнений в том, что встреча в Сочи – это не что иное, как один из заключительных этапов переговоров о статусе в Таможенном союзе, перед встречей в Астане уже не осталось.

Три плюс два

29 мая в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором впервые, кроме глав стран – членов Таможенного союза, присутствовали президенты Украины и Киргизстана. Именно в таком формате – «3+2» — и проходил долгожданный саммит в столице Казахстана.

Стоит отметить, что Бишкек уже достаточно давно провозгласил свое желание присоединиться к Таможенному союзу. Но состояние его экономики и способность контролировать свои границы скорее сыграют против перспектив этого объединения, нежели за него.

Кроме этого, главным на встрече в Астане стало не обсуждение статуса Украины, а переход участников ТС на новый уровень интеграции — создание Евразийского экономического союза. Собственно говоря, Таможенный союз — это уже пройденный этап. Дело в том, что с 1 января 2012 года Россия, Беларусь и Казахстан перешли на новый этап интеграции — Единое экономическое пространство, которое предусматривает не только свободную торговлю товарами и услугами, но и свободное перемещение капитала и трудовых ресурсов в пределах ЕЭП.

В свою очередь Казахстан, Россия и Беларусь планируют с 1 января 2015 года осуществить переход к третьей фазе интеграции — Евразийскому экономическому союзу, который предусматривает в том числе и единую валюту.

И тем не менее 29 мая в Астане на встрече глав государств — участников Высшего Евразийского экономического совета была достигнута договоренность об участии Украины в качестве наблюдателя в ТС.

В Украине говорят, что таким образом Киев имеет возможность назначать представителя при ТС и получит доступ к проектам документов данной организации. Кроме того, Киев сможет участвовать в работе Евразийской экономической комиссии на всех уровнях.

Правда, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов уточнил: поскольку в ТС не предусмотрен статус наблюдателя, таковой может быть у Украины только после подписания договора о создании Евразийского экономического союза, запланированного на 1 января 2015 года. Теоретически президенты стран, входящих в ТС, могут принять решение о введении статуса наблюдателя в Таможенном союзе, только это нецелесообразно, уточнил Шувалов. Но, по его словам, Киев уже после подписания меморандума «сможет присутствовать на мероприятиях союза».

На встрече в Астане Виктор Янукович объявил дату и место подписания меморандума о вступлении Украины в ТС в статусе наблюдателя — 31 мая в Минске на совете глав правительств СНГ. Кроме того, Киев подал заявку на членство в статусе наблюдателя и в Евразийском экономическом совете.

Аспект

Неожиданный поворот

Однако буквально с первых минут обретения нового статуса Украины вокруг него началась настоящая словесная борьба.

Советник президента РФ Сергей Глазьев поспешил напомнить, что возобновление участия Украины в евразийской экономической интеграции несовместимо с интеграцией этой страны в Европейский Союз. А премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал Киев не предпринимать шагов, идущих вразрез с этой интеграцией. Он подчеркнул, что украинские партнеры «не должны принимать на себя обязательства, которые исключают их участие в Евразийском экономическом пространстве и союзе».

Первый замминистра иностранных дел Украины Руслан Демченко заявил: «Это абсолютно рамочный документ, который говорит о том, что мы начнем подготовку с Евразийской комиссией о юридических основах для нашего статуса наблюдателя, не больше». По его словам, сейчас не идет речь о получении статуса наблюдателя, «сейчас мы только создаем условия, которые с юридической точки зрения сформируют этот статус, не больше».

Причины подобных, мягко говоря, разночтений следует искать в мотивах поведения каждой из сторон. Киев рассматривает статус наблюдателя как возможность влиять на невыгодные для нас решения ТС. Москва — как первый шаг Украины в евразийском направлении. Поэтому каждая из сторон и действует в силу своего понимания процесса.

Если разобраться

Гладко было на бумаге…

31 мая в Минске состоялся завершающий акт действа. Украинский премьер Николай Азаров и председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписали «Меморандум об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией». «Украина декларирует намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства», – отмечается в документе.

Он предусматривает участие Киева в открытых заседаниях Евразийской экономической комиссии, если будет получено соответствующее приглашение от ее председателя. Меморандум также содержит условие об ограничении доступа Украины к документам ЕЭК, а будет иметь доступ только к копиям тех документов, которые не содержат условие о конфиденциальности. Кроме того, Киев не сможет влиять на принятие решений ЕЭК. То есть, как оказалось, в итоговом варианте документа отсутствуют как раз те бонусы, на которых настаивала Украина.

Правда, нашей стране все же предоставляется возможность направлять свои предложения в Евразийскую экономическую комиссию. В меморандуме отмечается, что Киев декларирует намерения придерживаться принципов, зафиксированных в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и ЕЭП.

С целью обеспечения взаимодействия в рамках этого меморандума и обсуждения вопросов, связанных с дальнейшим углублением сотрудничества, Украина назначает своего представителя, наделенного необходимыми полномочиями. Интересно, что в тексте документа определяется, что меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом.

Между тем премьер-министр Украины Азаров в интервью белорусскому телевидению рассказал, что в правительстве создана специальная рабочая группа, которая анализирует законодательство ТС. «После завершения анализа мы предложим нашим коллегам создать переговорную группу достаточно высокого уровня, чтобы в кратчайшие сроки договориться о том, к каким соглашениям Украина сможет присоединиться, не изменяя текста самих соглашений. Какие изменения мы можем предложить своим партнерам и смогут ли эти предложения быть принятыми», – сказал он.

Результатом всех недоговоренностей и недомолвок могут стать дополнительные проблемы в отношениях Киева с Брюсселем. Несмотря на то, что сразу после возвращения из Казахстана Виктор Янукович в Киеве встретился с вице-президентом Европарламента Яцеком Протасевичем. Европейский Союз официально в письменной форме обратился к украинской стороне с предложением провести консультации относительно ее планов и обязательств перед Таможенным Союзом и Евразийским экономическим советом.

Чтобы разрядить ситуацию, Виктор Янукович во время телефонного разговора заверил президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в том, что новая модель сотрудничества между Украиной и Евразийским экономическим союзом не противоречит членству Украины в ВТО и стратегическому курсу на евроинтеграцию. Украинский президент проинформировал президента Еврокомиссии о договоренностях по углуб­лению взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией. Отмечается, что Баррозу поблагодарил Януковича за предоставленные разъяснения.

Скорее всего, таким маневром Киев выиграл поле для дальнейшего маневра. Если осенью на саммите ЕС Украине не предоставят то, на что она рассчитывает, Киев сможет активизироваться на евразийском направлении. Если все же он получит договор об ассоциации, бумаги, подписанные с евразийской тройкой, так и останутся документами «без международного статуса». Однако при любом исходе в конце этого года Украине придется сделать свой окончательный выбор.

Джерело: Александр Леонов, "Украинская техническая газета"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

24 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Из Вакарчука будут пытаться «слепить украинского Макрона»
24 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Риск обострения конфликта на Донбассе в 2018-ммаловероятен
23 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Депортація грузинів виглядає логічною з боку влади
22 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Сейчас наша власть намного больше боится общества, чем четыре года назад
22 листопада 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Лукашенко не является самостоятельным игроком
архів коментарів

Персональний кабінет