Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 18 червня 2013 року

Турецкая оттепель

Турецкая оттепель
Киев заинтересован в скорейшем и как можно более мирном разрешении турецкого кризиса

Долгожданное лето принесло с собой не только жару. У наших соседей и стратегических партнеров по другую сторону Черного моря оно выплеснулось на улицы в виде массовых акций протеста. В десятках городов Турции с начала месяца прошли антиправительственные выступления, объединившие совершенно разных представителей турецкого общества.

В мире сразу же заговорили о «турецкой весне» как продолжении арабских революций. Несколько лет назад они перехлестнули Суэцкий канал и накрыли Сирию. Теперь весь мир обошли символические кадры многотысячной демонстрации на мосту через Босфор. Таким образом, протесты снова перешагнули границу континентов – теперь Азии и Европы.

На этот раз умозрительный интерес к драматическим событиям на противоположных берегах Черного моря дополнен рисками, которые несет дестабилизация в одной из самых мощных и динамически развивающихся стран региона.

Подробно

«Турецкое чудо»

С экономической точки зрения причин для такого массового недовольства правительством не было. Более того, за последние десять лет Турция сделала мощный рывок из «больного человека Европы» в лидеры, став одной из самых быстро растущих экономик в мире. На сегодняшний день ее экономика занимает 6-е место в Европе и 15-е в мире. Турецкие успехи впечатляют еще больше, если посмотреть на стартовые условия, ставшие точкой отсчета. Инфляция тогда зашкаливала за 70%, экономика находилась в катастрофическом состоянии, а иностранные инвесторы спешно выводили свои капиталы.

Но всего за десять лет ВВП страны вырос на 248% и достиг $800 млрд, а общая сумма государственного долга уменьшилась с 74% от ВВП до 39,4%. Более того, фондовый рынок уже к началу 2006 года вырос на невообразимые 400%, а дефицит бюджета сократился с 10% от ВВП до менее чем 3%.

По темпам роста экспорта электроники Турция сего­дня на 2-м месте в мире после Китая. Она поставляет свою продукцию едва ли не во все страны мира. К примеру, тот же Vestel контролирует более 20% европейского рынка телевизоров. К концу прошлого года резервы Центробанка Турции составили $117,2 млрд.

Анкара успешно пользуется географическим и геополитическим положением страны, что позволяет ей играть роль коридора газовых и нефтяных поставок в Европу из России, Каспийского региона, со Среднего и Ближнего Востока.

Успехи Турции не остались незамеченными, и сегодня она является членом G-20 – двадцати наиболее мощных и влиятельных государств мира. Страна не собирается останавливаться на достигнутом. Представители турецкого правительства амбициозно заявляют о новых ориентирах – через десять лет войти в десятку крупнейших экономик мира.

И тем не менее экономические успехи страны пока что не компенсируют внутреннего раскола в турецком обществе. В 2010 году парламент страны принял пакет конституционных поправок, внесший 26 изменений в действующую конституцию, вступившую в силу после военного переворота 1980 года. Оппозиция и некоторые западные эксперты усматривают в этих поправках стремление правительства Тайипа Эрдогана и его партии взять курс на исламизацию страны.

У правящей умеренно исламистской ПСР сегодня все главные посты в государстве — премьера, президента, на ее стороне и парламентское большинство. Теперь 14 из 17 членов Конституционного суда будет назначать президент и только оставшихся – парламент. Армия, как гарант светского развития государства, утратила политическую функцию в обществе.

Таким образом, турецкое общество оказалось поляризованным, разделенным на сторонников религиозного и светского правления. И, в конце концов, эта гремучая смесь сдетонировала в июне 2013 года.

Вплотную

«Майдан нечаянно нагрянет…»

Ничто, как говорится, не предвещало грозы. Все началось с планов власти построить торгово-развлекательный центр и подземные развязки. Однако их реализация оказалась связана с вырубкой деревьев в парке Гези и сносом культурного центра Ататюрка на площади Таксим в центре Стамбула. Против этого выступили экологи и немногочисленные активисты, провозгласившие акцию OccupyGezi.

Протесты переросли в столк­новения с полицией, которая применила слезоточивый газ и водометы. В результате минимум 63 человека были задержаны и 12 ранены, причем один из них попал в реанимацию. В ходе разгона акций протеста пострадали и подвернувшиеся под руку полиции туристы, некоторых из них даже задержали.

В начале июня локальные спонтанные протесты переросли в массовые акции в половине регионов Турции и приняли политический характер. Собственно говоря, в этом значительная заслуга самого премьер-министра. Реджеп Тайип Эрдоган по горячим следам заявил, что правительство Турции не позволит меньшинству командовать большинством. Своими словами Эрдоган фактически перевел конфликт в политическую плоскость, так как заявил, что главная причина беспорядков — идеологическая.

Под политическими лозунгами протесты прошли в двух третях провинций страны. Демонстранты «вооружились» портретами Ататюрка и кроме антиправительственных выдвинули лозунги против «сухого закона», мусульманских школ и исламизации в целом. «Эту страну создал Ататюрк. Мы обязаны ему всем. Турция — светская страна. Как может наш премьер-министр забывать заветы, оставленные Ататюрком, и превращать Турцию в исламское государство? Он ведет себя как падишах, принимает решения единолично. Мы, солдаты Мустафы Кемаля Ататюрка, не позволим никому отнять то, за что он боролся», — цитировало РИА «Новости» пожилую участницу акции протеста в Анкаре.

Необходимо заметить, что, судя по фотографиям из Анкары, среди протестующих немало пожилых людей. Все это говорит о настоящем цивилизационном расколе, в котором сегодня пребывает Турция. И выйти из него силой невозможно – это путь в никуда.

В ситуацию вынужден был вмешаться Европейский Союз. Его высшие представители отметили, что применение силы к демонстрантам было непропорциональным. Однако премьер-министр Турции так и не пожелал сделать шаг навстречу протестующим. Наоборот, Реджеп Эрдоган идет на явную конфронтацию с турецкой улицей и заявляет, что теряет терпение. Выступая перед многотысячной толпой своих сторонников, Эрдоган анонсировал новые массовые акции в свою поддержку.

Но не все турецкие политики готовы идти на обострение. Руководство Стамбула ищет выход в прагматичном ключе, осознавая, что люди с площади не уйдут. Губернатор состоит в партии власти, но не слишком считается с личной позицией и тактикой лидера. Президент Турции тоже не в восторге от жесткой позиции премьера и пытается смягчить ситуацию. В ПСР ищут выход из патовой ситуации: руководство решило встретиться с представителями манифестантов для разработки «дорожной карты» по выходу из кризиса.

То есть различие позиций в правящей партии очевидно. И этот факт впервые ставит знак вопроса относительно намерений Эрдогана превратить страну в президентскую республику и самому занять высший пост в государстве. Возможно, элита и общество сделают менее одиозный выбор в пользу того же Абдулы Гюля – действующего президента страны.

Надежды протестующих на армию пока что безосновательны. В августе 2005 года Эрдоган подчинил военных себе: руководителей генштаба и родов войск теперь назначает гражданская власть, а не военные. Высший командный состав – лояльные ПСР персоны. В отношении военных, принимавших участие в перевороте 1980 года, прошли судебные процессы. Теперь вмешательство армии в политику невозможно. Вместе с тем очевидно, что, как и общество, турецкая армия поляризована. И если применение силы против оппозиции перейдет некую «красную черту», может произойти все что угодно.

Аспект

Украинский интерес

Для Украины события в Турции имеют прямой и предметный интерес. За последние годы отношения двух стран достигли уровня стратегического партнерства. И во многом это движение является заслугой турецкого премьер-министра Редже́па Тайи́па Эрдогана. Именно его официальный визит в Украину в январе 2011 года фактически дал старт новому качеству отношений Киева и Анкары. Тогда был создан и начал работать украинско-турецкий Стратегический совет высокого уровня. Тогда же был подписан меморандум о взаимопонимании в области энергетики между Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики.

Сегодня мы можем говорить о результатах этого стратегического сотрудничества. В прошлом году торговый оборот товаров и услуг между Украиной и Турцией достиг $6 млрд 150 млн. По объемам экспорта украинских товаров Турция заняла второе место после России. По итогам 2012 года Украина имеет профицит во внешней торговле с Турцией в размере почти $1,8 млрд. Турция — один из главных покупателей украинского металла. Кроме того, эта страна активно приобретает и наше зерно. Сегодня Анкара и Киев ставят общую цель – увеличить объем торгового оборота между нашими странами до $20 млрд.

Чтобы достичь этих результатов, необходимо подписать договор о зоне свободной торговли. Сейчас этот вопрос обсуждается на правительственном уровне. Определенная ясность в его решении должна появиться после визита Президента Украины в Турцию уже в текущем году.

Кроме этого, не стоит забывать, что исключительно от позиции Анкары зависит жизнеспособность украинского проекта строительства LNG-терминала. В первую очередь это касается прохождения танкеров со сжиженным газом через Босфор. Напомним, 13 сентября 2012 года в Киеве состоялось второе заседание украинско-турецкого Стратегического совета высокого уровня под председательством Виктора Януковича и Реджепа Тайипа Эрдогана. Они дали поручение министрам экономики двух стран рассмотреть предложение Украины Турции принять участие в строительстве LNG-терминала на территории нашей страны и аналогичное предложение Турции о строительстве LNG-терминала на ее территории.

Кстати, именно в Стамбуле в конце прошлого года в ходе 27-го заседания Совета министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) состоялась церемония передачи председательства от Турецкой Республики Украине. Наша страна будет возглавлять эту организацию по 30 июня 2013 года, и достаточно много планов экономического характера она связывает с ОЧЭС — организацией, эффективность и влиятельность которой сегодня во многом зависит и от ситуации в Турции.

Таким образом, Киев прямо заинтересован в скорейшем и как можно более мирном разрешении турецкого кризиса. Главное, чтобы цена не оказалась непомерно высокой. В том числе и для Украины.

Джерело: Александр Леонов, "Украинская техническая газета"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

22 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Были ли интриги во встрече Трампа и Порошенко: мнение эксперта
22 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
В 2018 и 2019 годах нам предстоит пик выплат по внешнему долгу
21 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Трамп — сторонник силовых инструментов
21 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Никакого реального объединения БПП и НФ до президентских выборов не будет
архів коментарів

Персональний кабінет