Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 5 лютого 2015 року

Стоит или нет вводить военное положение в Украине

Стоит или нет вводить военное положение в Украине
Правительство ввело на Донбассе режим чрезвычайной ситуации, а на остальной территории – режим повышенной готовности. Однако в политических и экспертных кругах такое решение восприняли неоднозначно.

Многие считают это попыткой властей избежать ответственного шага, а именно – введения военного положения. По их убеждению, на Донбассе надо вводить военное положение. В то же время достаточно тех, кто придерживается противоположного мнения.

Так есть ли сейчас потребность в введении военного положения?

Аргументы «за» и «против» высказали директор Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко и председатель правления «Майдана иностранных дел» Богдан Яременко.

— До сих пор продолжаются дискуссии по поводу целесообразности или нецелесообразности введения военного положения. Как вы считаете, нужен ли нам именно такой правовой режим?

Б. Яременко:

— Никаких дискуссий быть не может. Украина – правовое государство. Все, в том числе и Президент, должны выполнять положения законов Украины. Среди них – и закон об обороне Украины, который предусматривает, что для отражения военной угрозы или вооруженного нападения в стране должно быть введено военное положение. Другого выбора, как введение военного положения, у нас нет, потому что Украина находится в состоянии войны с Российской Федерацией.

Что случится в случае введения военного положения? Прежде всего – мобилизация всех и каждого.

Во-вторых, военное положение – это ограничения на соответствующих территориях для улучшения военной ситуации, которые необходимы.

В. Фесенко:

— На самом деле закон о военном положении принято еще 15 лет назад, в мирное время, в минувшую политическую эпоху. По содержанию, инструментариям он значительно слабее нового закона об АТО. Ведь закон о борьбе с терроризмом, который описывает основные параметры антитеррористической операции, с весны прошлого года меняли трижды. В результате АТО приобрела многие черты военного положения. Как известно, теперь в зоне АТО введен специальный пропускной режим, будут созданы военно-гражданские администрации.

Многие, поддаваясь эмоциям, считают, что надо назвать события на востоке войной, а не АТО, и это, мол, решит все проблемы. На самом деле переименование СНБО на ставку Главнокомандующего – только смена вывески. Военной техники и боеприпасов от введения военного положения больше не станет, ничьи полномочия тоже принципиально не изменятся.

Закон предусматривает, что в условиях военного положения запрещено проводить массовые собрания, а военное командование получает полномочия по контролю над издательствами, телерадиоорганизациями и даже театрами и может запретить передачу информации через компьютерные сети. Военное положение – это также возможность конфисковывать любое имущество в пользу армии, возможность принудительного труда в пользу армии.

- Возникают ли какие-то риски для Украины в случае введения военного положения?

В. Фесенко:

— Да, Россия может трактовать объявления Украины военного положения как «агрессию Киева» и нанести нам «превентивный удар» силами своей регулярной армии, чтобы ликвидировать «угрозу собственной национальной безопасности». Поэтому стремление властей не дать России повода для введения войск на территорию Украины объяснимо. Уверен – в случае прямой российской агрессии и потребности в полной мобилизации – введение военного положения будет неизбежным.

- Сможет ли Украина получить деньги от МВФ, если введет на своей территории военное положение?

Б. Яременко:

— Нет никаких ограничений для Международного валютного фонда в кредитовании Украины, если она на каких-то территориях ввела военное положение. В то же время есть много примеров, когда страны получали финансовую помощь в то время, когда на их территориях продолжались войны. Наконец, украинское правительство – в Киеве, на территории, где военное положение не надо вводить. Оно может без проблем принимать деньги МВФ и других международных институтов.

В. Фесенко:

— Формального запрета фонду выделять деньги стране, которая воюет, нет. Но каждый случай надо оценивать индивидуально. Однако вчера директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард сделала недвусмысленное заявление, что средства поступят в Украину после «стабилизации ситуации». В Давосе руководительница фонда посоветовала украинскому Президенту избегать радикальных формулировок. В МВФ опасаются, чтобы к ним не было претензий, что они, мол, финансируют войну.

Джерело: Экспресс

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

28 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Никаких перспектив проекта Савченко нет
27 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Не варто ідеалізувати конкурсні процедури
26 грудня 2016 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Бюджет-2017: политолог назвал причины ночного голосования
архів коментарів

Персональний кабінет