Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 23 жовтня 2016 року

Заметки по поводу

Заметки по поводу
Решил ввести новую рубрику на страничке своих блогов на "УП" – "Заметки по поводу". Под этой рубрикой попробую высказывать свое мнение по наиболее актуальным и дискуссионным темам текущей недели.
Самая резонансная тема недели – итоги встречи в Берлине лидеров стран "нормандского формата" переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Хотя никаких конкретных договоренностей на этой встрече не было достигнуто, оценки звучат самые разные. Обсуждают в основном заявления официальных лиц по поводу встречи в Берлине и утечки информации об этих переговорах. В этой связи остановлюсь на некоторых дискуссионных вопросах.

Начну с заголовка новости в одном популярном издании – "Меркель не считает, что Украине следует немедленно вернуть контроль над границей". В общем, судя по заголовку, – "зрада" со стороны Меркель. Но чему удивляться в заявлении канцлера ФРГ? В пункте 9 "Комплекса мер по выполнению Минских соглашений" (документ, принятый на переговорах в Минске 12 февраля 2015 г.) сказано следующее: "Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования". Этот пункт вторых Минских соглашений часто и обоснованно критикуют. Но, увы, он в этих соглашениях присутствует. Поэтому ничего нового Меркель не сказала. Другое дело, что украинская сторона и до Берлина, и в Берлине настаивала, что еще до выборов контроль над границей должен быть передан ОБСЕ. И в этом плане риторика украинской дипломатии не поменялась. Может быть, некоторые наши официальные лица не всегда четко высказываются по данному поводу. Но вопрос о контроле границы в зоне конфликта до выборов и во время выборов остается принципиальным для Украины. Украинская сторона предлагает компромиссный вариант, не противоречащий соглашениям от 12 февраля 2015 г., – до выборов неконтролируемые участки украино-российской границы должна взять под свой контроль ОБСЕ, а после выборов – Украина. Как, и в какие сроки это должно произойти – необходимо закрепить в Дорожной карте по реализации Минских соглашений. Если о контроле над границей не удастся договориться, то и политическая часть Минских соглашений не будет выполняться.

Теперь о самих выборах и о полицейской миссии ОБСЕ. После переговоров в Берлине Меркель сказала, что "когда будет существовать закон о выборах, и процесс местных выборов будут готовить, тогда можно будет говорить и о вооруженной миссии ОБСЕ". У нас в связи с этим высказыванием опять начали паниковать. Но что имеется в виду в данном случае? Исходя из неофициальной информации из дипломатических источников, речь идет о пошаговой логике реализации вопроса о местных выборах в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей) и полицейской миссии ОБСЕ, при которой каждая из сторон конфликта расставляет свои "предохранители" в ходе реализации мирных соглашений. Прежде, чем украинская сторона приступит к рассмотрению закона о местных выборах в конфликтном регионе (предполагается, что это будет дополнение к закону о местных выборах в Украине, которое будет регулировать особенности проведения местных выборов в ОРДЛО), в зоне конфликта должно быть установлено полное, безусловное и устойчивое перемирие (не менее 1-2 месяцев) с одновременным выполнением соответствующих процедур безопасности, в том числе планируется отвод сил и средств в целом ряде пунктов на линии разграничении с круглосуточным контролем ОБСЕ за этими демилитаризованными участками. Только после этого будет рассматриваться соответствующий законопроект о местных выборах в этом регионе. Попутно отмечу, что, на мой взгляд, в интересах Украины заранее законодательно закрепить свои условия проведения этих выборов, в том числе зафиксировав в этом законе норму об обеспечении безопасности на местных выборах в ОРДЛО с помощью полицейской миссии ОБСЕ. После принятия данного закона, ОБСЕ должно утвердить решение о своей полицейской миссии для обеспечения безопасности на местных выборах в ОРДЛО. И только после принятия этого решения, с учетом сроков, необходимых для формирования данной полицейской миссии и ее размещения в конфликтном регионе, предполагается принять постановление о дате местных выборов в ОРДЛО. Вот такая достаточно сложная и поэтапная логика решения вопроса одновременно и о местных выборах в ОРДЛО и о полицейской миссии в этом регионе. Вряд ли это можно сделать за пару месяцев. Тем более, что все это необходимо прописать и закрепить в Дорожной карте по реализации Минских соглашений, а затем принять соответствующий закон в Верховной Раде Украины.

Замечу, что еще весной даже наши западные партнеры не очень хотели обсуждать вопрос о полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта на Донбассе. Под давлением украинской стороны эта тема стала одной из ключевых в переговорном процессе. В этой связи отмечу еще одну показательную деталь. Поговаривают, что некоторые немецкие дипломаты продвигали идею о том, что контроль за безопасностью выборов на Донбассе должны обеспечивать "local security providers" ("местные провайдеры безопасности"). В переводе на обыденную политическую лексику это означает местную милицию в сепаратистских республиках. Естественно, украинскую сторону не устраивают сепаратистские боевики в роли "гарантов безопасности" на выборах. Этот пример показывает, что не только Путина, но даже немецкую дипломатию приходится убеждать в необходимости полицейской миссии ОБСЕ для обеспечения безопасности на предполагаемых местных выборах в ОРДЛО.

Почти по каждому пункту Минских соглашений между украинской и российской стороной имеются существенные разногласия. Преодолеть эти противоречия необходимо в процессе разработки "Дорожной карты по реализации Минских соглашений". Этот документ должен стать детализированным планом-графиком выполнения каждого из пунктов Минских соглашений. Работа над ним началась задолго до встречи в Берлине и предполагалось что именно лидеры "нормандской четверки" должны были утвердить на своей встрече "Дорожную карту". Но, по вполне понятным причинам (слишком велики и многочисленны разногласия), согласование этого документа не было завершено до 19 октября. В Берлине лидеры Германии, России, Украины и Франции договорились о том, что взаимоприемлемый проект этого документа должен быть подготовлен до конца ноября. Но удастся ли это сделать в течение месяца? Здесь у меня большие сомнения. Поскольку речь идет о принципиальных и глубоких противоречиях. К примеру, Россия отказывается передавать границу даже под контроль ОБСЕ. До сих пор не решен вопрос даже о беспрепятственном передвижении мониторинговой миссии ОБСЕ в зоне конфликта. Крайне сложно сказать – когда и как будет решен вопрос о полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта, как будет происходить процедура разоружения незаконных вооруженных формирований, как будет контролироваться и осуществляться процесс вывода "иностранных вооруженных формирований"? В Минске (и не только) по всем этим вопросам безуспешно пытаются договориться вот уже два года. По линии ОБСЕ Россия в любой момент может заблокировать решение вопроса о полицейской миссии этой организации. Тем более, что у ОБСЕ никогда не было опыта создания подобной миссии. Необходимо согласование переходного политического периода с момента начала избирательного процесса и до полной реинтеграции ОРДЛО в состав Украины. В частности, Украина настаивает на том, чтобы уже до выборов был начат процесс ликвидации всех квазигосударственных учреждений сепаратистских республик. Но согласятся ли на это Россия и подконтрольные ей сепаратисты? Вопросов по "Дорожной карте" пока гораздо больше, чем ответов. И если приемлемые для Украины компромиссы не будут достигнуты, то вряд ли можно будет говорить о реализации Минских соглашений в полном объеме. Речь идет именно о компромиссах. Было бы наивно ожидать, что Путин, и даже Германия с Францией, согласятся на реинтеграцию ОРДЛО в состав Украины только на наших безоговорочных условиях. Но вызывает очень большие сомнения готовность Путина к реальным компромиссам. В том числе и потому, что российский президент будет ждать благоприятного для себя исхода выборов в США, а затем во Франции и Германии. Исходя из результатов этих выборов, он будет выстраивать и дальнейшую тактику переговорного процесса. Если позиция Путина на переговорах кардинально не поменяется, то вместо политического урегулирования конфликта на Донбассе продолжится тенденция к его постепенному полузамораживанию.

Теперь еще о двух важных событиях недели, которые и по датам и по своей символике оказались связаны между собой. В четверг (20 октября) как-то очень тихо и незаметно был принят парламентом в первом чтении проект госбюджета на 2017 г. Удивительно, но СМИ совсем мало внимания обратили на это событие, разве что о повышении зарплат депутатам написали. Вспомним, как драматично и конфликтно проходило принятие бюджета в прошлом и позапрошлом году. В этот раз все гораздо спокойнее, правда пока только в первом чтении. Между тем, принятие госбюджета в первом чтении стало своеобразным подарком к первому полугодию работы правительства В.Гройсмана. Вот также не пафосно, без показушного блеска, но без конфликтов и скандалов, и достаточно результативно работает это правительство. Поскольку журналисты спрашивают о достижениях этого правительства, отмечу два очевидных конкретных результата и несколько позитивных тенденций. Впервые за все последние годы правительство В.Гройсмана, в отличие от своих предшественников, вовремя, а не под новогоднюю елочку, подало проект бюджета на следующий год. Второй очевидный позитивный результат – заметная активизация дорожного строительства. Из более общих позитивных тенденций отмечу продолжение политики реформ (в чем многие сомневались), активное сотрудничество с международными партнерами Украины (визиты В.Гройсмана в Вашингтон, Брюссель и Берлин; возобновление сотрудничества с МВФ; совместная программа реформ с ЕС), позитивная социально-экономическая динамика, доступное в публичном доступе планирование работы правительства. Кстати, заметьте – В.Гройсман не гнобит своего предшественника, признает достижения правительства А.Яценюка. Это редкое явление для украинской политики. Что касается критических замечаний, не буду оригинален. И украинское общество, и наши зарубежные партнеры ждут от нынешнего правительства более активных и результативных реформ, и более высоких темпов социально-экономического роста. Обращу внимание на еще одно обстоятельство. В роли главного реформатора в этом правительстве выступает сам Премьер-министр Владимир Гройсман. Однако при этом ощущается определенный дефицит активных реформаторов как в составе Кабинета министров, так и на уровне заместителей министров. Самые сложные испытания ждут нынешнее правительство в ближайшие месяцы. От того, как ему удастся нейтрализовать социальные, политические и экономические риски тарифной проблемы, будут зависеть его дальнейшие перспективы.
Джерело: Блог В.Фесенка на "Українській правді"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

22 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Были ли интриги во встрече Трампа и Порошенко: мнение эксперта
22 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
В 2018 и 2019 годах нам предстоит пик выплат по внешнему долгу
21 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Трамп — сторонник силовых инструментов
21 вересня 2017 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Никакого реального объединения БПП и НФ до президентских выборов не будет
архів коментарів

Персональний кабінет