Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 4 січня 2018 року

Парад кандидатов

Парад кандидатов
О политических интригах предвыборного года

В 2019‑м состоятся президентские и парламентские выборы. Да, последние два года не утихают разговоры о досрочных выборах в Верховную раду. Кое-кто поговаривает даже о возможности внеочередных президентских выборов. И досрочные выборы для Украины — действительно не редкость. За 26 лет существования независимого государства у нас трижды состоялись внеочередные парламентские выборы и дважды — внеочередные президентские выборы.

Однако досрочные выборы главы государства и Верховной рады в 2018‑м пройдут лишь в случае возникновения масштабного политического кризиса. Потенциально это может произойти в результате резкого усиления протестного движения противников президента Порошенко и присоединения к этому движению большей части оппозиционных сил. Если продолжатся текущие конфликтные тенденции, то зимой и весной 2018 года возможна повышенная политическая турбулентность. Если же кризиса удастся избежать, то с осени будущего года страна начнет стремительно вкатываться в президентскую избирательную кампанию.

Шоу стартует

В случае некризисного развития событий ведущие силы постепенно сосредоточатся на подготовке к будущим выборам. Наверняка вновь обострится война электоральных рейтингов. В достаточно широком сегменте гражданского общества, не поддерживающем ни одного из нынешних фаворитов, возможны кастинги потенциальных кандидатов на высшую государственную должность. В этой связи могут состояться украинские “праймериз”. С осени 2018‑го стартует шоу-презентация, карнавальный парад будущих кандидатов на пост президента Украины.

Естественно, актуализируется традиционная дискуссия о целесообразности единого кандидата от оппозиции. Но поскольку у нас очень разнородная и плюралистическая оппозиция, то единого кандидата не будет. Наоборот — предстоит разнообразие политических номинаций среди претендентов на пост главы государства. Нескольких антикоррупционеров и как минимум двух антимайданных реваншистов, претендентов на роль сильной руки и воинственно патриотичных лидеров, защитницу и защитников обездоленных. Разумеется, в числе номинаций кандидатов будет и гарант стабильности. Только к концу года мы узнаем, пойдет ли на президентские выборы Святослав Вакарчук.

С осени 2018‑го вокруг потенциальных фаворитов президентских выборов начнут оформляться предвыборные союзы. И мы наконец‑то увидим официальную помолвку между Блоком Петра Порошенко и Народным фронтом, хотя не все народофронтовцы присоединятся к этому союзу.

Борьба с коррупцией и Конституция

Последние 15 лет почти неизменный атрибут года, предшествующего президентским выборам,— попытки конституционных изменений. В наших условиях это политико-правовая технология обеспечения и / или согласования интересов элит накануне проблемных президентских выборов с неопределенным исходом. Для внесения изменений в Конституцию Украины требуются две парламентские сессии подряд, поэтому в случае необходимости этот процесс стоит начинать не позже чем за год до выборов главы государства. Дискуссия о целесообразности очередного изменения формы правления в Украине уже началась. Но вероятность соответствующих правок будет зависеть от двух факторов — согласия на это Порошенко и наличия конституционного большинства (не менее 300 народных депутатов), готового поддержать изменения в основном законе. Пока и с тем и с другим проблемы. Но если неопределенность исхода президентских выборов возрастет, то увеличится и вероятность конституционной коррекции формы правления в Украине. Но что точно возможно в 2018‑м, так это конституционное урезание депутатской неприкосновенности по формуле, предложенной президентом, то есть с 2020 года.

Также в 2018‑м нас ждет немало бурных событий вокруг антикоррупционных институтов и в сфере борьбы с коррупцией. У НАБУ и САП появятся новые резонансные дела с высокопоставленными фигурантами. И это вызовет новый всплеск политической и межведомственной борьбы вокруг антикоррупционных институтов. Для руководства НАБУ и САП серьезными вызовами станут не только аудит их деятельности, но и судебные процессы по резонансным делам (Насиров, Мартыненко, янтарное дело). Если в ходе публичных разбирательств проявится слабость доказательной базы, собранной детективами НАБУ, и серьезные процессуальные нарушения, это может стать весомым аргументом для новой атаки на руководство НАБУ и САП. Но я не ожидаю и оправдательных приговоров по всем громким делам НАБУ и САП. Если некоторые суды по этим делам затянутся до начала президентской избирательной кампании, то кого‑то из фигурантов резонансных дел придется принести в жертву, чтобы показать конкретные результаты борьбы с коррупцией.

Интрига с антикоррупционными судами не столько разрешится, сколько перейдет в плоскость долгоиграющих бюрократических процедур. Пока будет окончательно принят соответствующий закон, пока начнется и завершится конкурс по формированию состава этих судов, пройдет немало времени. Судя по тому, как долго проходят у нас конкурсы по формированию новых правовых институтов, антикоррупционные суды заработают не ранее 2019 года.

Без реформ

В предвыборный год не стоит ожидать новых больших реформ. Общее политическое правило (не только у нас, но и за рубежом) — перед выборами опасно проводить институциональные изменения, которые могут неоднозначно восприниматься избирателями и будут использованы в качестве темы для критики со стороны оппозиции. Правительство Владимира Гройсмана уже анонсирует, что сосредоточится на практической реализации реформ, принятых осенью 2017‑го. И для президента, и для правительства приоритетны социальные программы. Однако ресурсы для их реализации ограничены — прежде всего из‑за существенных выплат по внешним долгам.

При некризисном развитии событий маловероятно, что произойдет смена правительства. В парламенте у оппозиции нет голосов даже для инициирования вотума недоверия Кабинету министров. Отношения между президентом и премьером нормализовались и даже укрепились. К тому же в наших условиях менять премьера накануне президентских выборов рискованно, это может дестабилизировать политическую ситуацию.

Джерело: Владимир Фесенко для "Нового времени"

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

20 квітня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Мы выходим из СНГ пошагово и даже сейчас окончательно не выйдем
19 квітня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Зачем президенту стрелять себе в ногу
архів коментарів

Персональний кабінет