Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 10 січня 2018 року

Перезагрузка проекта "Украина": первые результаты

Перезагрузка проекта
Попробую и я подвести итоги уходящего года. Вот только я хочу сказать о тех событиях, которые определят будущее нашей страны уже в среднесрочной перспективе.

Лет десять тому назад в Секретариате Президента Украины во время одного из многочисленных то ли круглых столов, то ли совещаний, посвященных реформам, Александр Пасхавер в сердцах сказал, что реформы только тогда могут быть реализованы, когда они приняты в виде законов, в которых определены ответственные, определена концепция, предусмотрены средства и сроки. Все остальное - в том числе всякого рода обсуждения и меморандумы - пустая трата времени.

Но для огромного количества наших сограждан реформы означают только одно: "Покращення життя вже сьогодні".

Возможно, именно поэтому течение всего 2017 года мы сталкивались с абсолютно противоположной реакцией на изменения в нашем государстве. Дональд Туск, Борис Джонсон, Даля Грибаускайте, Рекс Тиллерсон, Ангела Меркель и многие-многие другие западные политики говорили - за последние три года Украина в своем реформировании достигла большего прогресса, чем за предыдущие 25 лет. Зато в стране и политики, и значительная часть граждан дружно утверждают - ничего не меняется, реформы не идут, «пропало все». Кто же прав?

Стоит отметить, что такое расхождение вызвано тем, что в Европе и у нас изменения оцениваются в разных временных и содержательных координатах. Так, кто-то буквально с микроскопом ищет «улучшение жизни уже сегодня», игнорируя войну, разворованный Януковичем бюджет, экономический кризис (который, кстати стартовал еще в 2012 году - именно тогда украинская экономика начала стабильно падать). Кто-то обращает внимание на возобновление экономического роста, новую армию, международную поддержку и европейскую интеграцию.

Но почти никто не говорит о главном - какую страну мы получим уже через 10-15 лет благодаря тем изменениям, которые состоялись и состоятся в ближайшее время в стране. Итак, давайте попробуем порассуждать именно над этим - потому что если мы говорим о системных реформах, их влияние ощущается только через несколько лет. А на середине пути - как раз там, где мы находимся сейчас - ситуация может ухудшиться, так как старая система работать уже перестает, а новая - работать только начинает. А новые ошибки и старые проблемы накладываются друг на друга и многократно усиливают негатив.

Я уверен - сегодня необходимо ставить вопрос про оценку первых результатов не отдельных изменений в Украине как таковых, а самого «проекта Украина», который был перезагружен в 2014 году.

И первым системным изменением можно считать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Уже сейчас мы можем говорить о Евросоюзе как о нашем главного экономическом партнере, на которого приходится 40% внешней торговли. При этом стоит отметить - это соглашение уже начало работать и в отношениях с третьими странами. Только в течение 2017 года в западных областях страны азиатскими компаниями (преимущественно японскими) благодаря действию зоны свободной торговли с ЕС открывались заводы, ориентированные на западный рынок.
Украина тяжело, но пережила шок от потери российских рынков. Как, кстати, пережила и полный разрыв с РФ в газовой сфере. Мы уже более двух лет не покупаем российское «голубое топливо». Теперь экономический и энергетический рычаг в руках Кремля сломан. Надеемся, что навсегда - потому что есть рейтинговые политики, которые свои миллиардные состояния заработали именно в газовой сфере и в сговоре именно с российской стороной.

И безвиз, и зона свободной торговли с ЕС, и Соглашение об ассоциации как план реформирования страны буквально толкают Украину все дальше и дальше «геть від Москви». Сегодня идет рутинная работа по имплементации европейского законодательства. А присоединение Украины к энергетическому, цифровому, таможенному союзам по факту превратит Украину не просто в часть Европы, а в страну, которая пользуется большинством преимуществ членства в ЕС. Как, например, Норвегия. И вопрос вступления Украины в ЕС превратится в исключительно политический вопрос.

Но это дело как минимум нескольких десятков лет. Пока же мы должны говорить об одной важной особенности украинских реформ – сегодня они приобретают статус законов. Только закон заставляет работать государственную машину и Систему не только на реализацию идеи, но и против самой себя. Только так мы включаем инерцию бюрократии, только так мы можем сделать изменения системными и необратимыми.

И здесь мы должны говорить о нескольких направлениях. В частности, про децентрализацию - сегодня самую успешную реформу в том числе и потому что она началась еще в 2014 году и уже дала результаты. Причем такие, о которых даже и не мечтали. Как отмечал вице-премьер-министр - министр регионального развития, строительства и ЖКХ, «за три года реформы местные бюджеты выросли на 100 млрд. грн. и эти темпы ежегодно набирают обороты. А это - отремонтированные или построенные дороги, школы, которые не строились 23 года, детсады, больницы, освещение. Поступления доходов общего фонда местных бюджетов за первое полугодие 2017 выросли. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года прирост составил 34% или 87 млрд. грн. Это на 22 млрд. грн. больше, чем в прошлом году.».

Создание объединенных территориальных общин, финансовая децентрализация, передача на места полномочий создают базис для стремительного развития страны. Не только экономического, но и политического - у нас часто сетуют на отсутствие новых элит. Так вот - Восточная Европа прошла этот путь и новые элиты растут именно на местах. Там делают политическую карьеру не через популистские лозунги или проплаченную телевизионную картинку, а через эффективную работу в регионах.

На днях начал работу новый Верховный суд Украины. И дело не только в обновленном составе, но и в новых полномочиях. Портновской тотально коррумпированной системе пришел конец. Реформировано Конституционный суд и введен институт «конституционной жалобы». Нам еще предстоит осознать, какие возможности открывает возможность для обычного гражданина отстаивать свои права в Конституционном суде.

В конце сентября вступила в силу новая редакция закона «О правосудии и статусе судей». Документ, среди прочего, предусматривает, что судьи будут назначаться исключительно по результатам публичного конкурса и квалификационного оценивания при кардинальном уменьшении влияния президентской вертикали на судебную ветвь. Более того, отныне судьи находятся под пристальным контролем НАБУ и общественности. И далеко не все из них готовы к такому вниманию - почти полтысячи судей «самолюстрировались», чтобы не проходить имущественную проверку.

Сегодня началось создание окружных судов вместо районных. И это - комплексное решение, которое фактически объединяет две реформы: судебную и децентрализации. Эта комплексность делает изменения необратимыми.

И, кстати, а вы знали, после 31 декабря 2017 Президент потеряет право ликвидировать и создавать суды. Эти полномочия перейдут в Верховную Раду?

Есть надежда, что в следующем году в украинской системе правосудия появятся и антикоррупционные суды. Они поддержат усилия украинской правоохранительной системы - в первую очередь новых структур в лице НАБУ и ГБР. Безусловно, нам хотелось бы быстрых результатов, но здесь присутствуют и ошибки, и болезни роста, и необходимость достичь нужного уровня компетенции. Например, в Румынии аналог НАБУ на полную мощность заработал только через семь лет, но как заработал! И кстати, нельзя не заметить другую тенденцию - коррупционеров средней руки уже пакуют даже не сотнями - тысячами. И этот процесс даже важнее чем привлечение одного топ-коррупционера к ответственности, поскольку ломает налаженную коррупционную систему и закон круговой поруки среди силовиков. Без этого условия преодолеть коррупцию невозможно.

Кстати, преодолеть коррупцию невозможно только карательными методами. Необходимо убрать источник коррупции. И здесь тоже можно говорить про значительные успехи. Введение системы PROZORRO, открытие реестров, отмена на уровне правительства многочисленных регулирующих актов (счет идет на сотни), перспектива использования технологии блокчейн в украинском варианте электронного управления только за счет технологических новаций существенно уменьшают саму возможность для коррупции.

А директор знаменитого банковского дома Ротшилд по СНГ Джованни Сальветти считает, что после Майдана Украина уничтожила две наиболее коррупционные сферы - в энергетическом секторе и ввела прозрачное возмещение НДС. От себя добавлю - и в системе госзакупок произошел прорыв, где раньше воровали даже не десятками – сотнями миллиардов.
Ну и, безусловно, нельзя забывать про усилия страны по развитию украинского гуманитарного пространства. Квоты на радио и телевидении, ограничения контента из России дали мощный толчок для развития украинской книжной отрасли, киноиндустрии, украинского медиапродукта. Сегодня государство вынуждено дотировать эти направления. Но завтра они отблагодарят тысячекратно - десятками тысяч новых рабочих мест, выходом на прибыльность целых отраслей и ростом поступлений в бюджет.

Говорить об изменениях можно еще долго. У нас наконец-то есть армия, способная защитить страну. Банковская система прошла болезненный путь очищения и теперь начинает работать на пользу экономики, а не против нее. А реформирование образования, медицины и пенсионной системы дали возможность для модернизации общества и страны, обозначили путь из постсоветского мрака полураспада для целых отраслей, которые определяют уровень современного цивилизованного общества, в будущее.

И поэтому лично для меня символом последних изменений стали решения ИКЕА выйти на украинский рынок, а компании Uber создать в Киеве свой главный офис в регионе. Объединяет эти два события одна сверхважная деталь - менеджмент этих компаний рассматривает Украину как страну Восточной Европы. И пусть сегодня это небольшой аванс, который мы - я в этом убежден - обязательно оправдаем.

Джерело: Александр Леонов

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

12 жовтня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Кремль застосує низку методів, щоб змінити результати виборів в Україні
10 жовтня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
П'ята колона може збільшити свою присутність в Раді вдвічі
10 жовтня 2018 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Ющенко выступает неким раздражителем в Кремле
архів коментарів

Персональний кабінет