Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 10 квітня 2019 року

Украину хотят превратить в парламентскую республику

Украину хотят превратить в парламентскую республику
Результаты первого тура и социологические опросы не утешают пока еще действующего президента. Источники "Вестей" в БПП утверждают, что Петр Порошенко уже всерьез раздумывает о плане своих действий, в случае поражения на президентских выборах. Власть, приносящую Порошенко и его окружению миллиардные доходы, терять никак не хочется и сейчас президент ведет переговоры с украинским олигархатом. Тема переговоров — превращение Украины из парламентско-президентской в парламентскую республику, по типу Германии.

Порошенко всерьез рассчитывает успешно выступить на осенних парламентских выборах, собрать большинство и лишить президента массы полномочий, отправив их в парламент. Порошенко не первый, кто надумал пойти по такому пути. Перед выборами 2004 года Леонид Кучма рассматривал вариант усилить правительство, избраться в парламент и стать премьером с крепкими полномочиями. Эта идея легла в основу изменений в Конституцию, которые были в итоге приняты, но уже в условиях Майдана. И, кстати, по этой редакции Конституции Украина живет и сейчас. Эксперты считают, что движение в сторону парламентской республики рано или поздно начнется. К тому же, такие изменения могут идти на пользу государству.

Элиты поддерживают, Запад — против

Несмотря на то, что Украина — парламентско-президентская республика, фигура президента в стране далеко на второстепенна. Умелый президент, собрав большинство в Верховной Раде, может влиять на сферы, которые не входят в круг его полномочий согласно закону. Кстати, таким умелым президентом оказался сам Порошенко. Он сконцентрировал реальную власть в своей администрации не хуже, чем это сделал Янукович, продавивший через Конституционный суд возврат к Конституции 1996 года с сильной президентской властью.

Как показала практика, президентом в Украине может стать человек, не совсем удобный для укоренившихся еще со времен Леонида Кучмы украинских, так называемых элит. Нет гарантий, что этот президент будет удобен и управляем в будущем.

Источники "Вестей" утверждают, что украинским элитам по душе вариант парламентской республики. Премьер-министр, в отличие от президента, не избирается сроком на пять лет и его, в случае чего, можно сместить, собрав голоса, а не ждать пять лет, устраивать революцию не говоря уже о практически нереальном варианте импичмента.

Политолог Владимир Фесенко считает, что движение к парламентской форме правления в Украине начнется в ближайшее время. Другое дело, что в этом не заинтересованы международные партнеры.

"Мы де-факто увидим движение в сторону парламентской республики. Что касается де-юре — проголосуют за конституционные изменения после президентских выборов, в случае поддержки широких политических сил, — сообщил эксперт. — Но насколько я знаю, это будет очень негативно воспринято нашими международными партнерами. Менять полномочия президента сразу после выборов — не комильфо. Я слышал это от послов западных стран, при всем том, что они относятся к Зеленскому с некоторой настороженностью, но тем не менее считают, что нельзя так резко менять правила игры. Новый президент и его команда должны освоиться на своих должностях, пока они разберутся как эта машина работает и как ею управлять, а потом уже после парламентских выборов, в зависимости от ситуации эта тема может стать предметом дискуссии. Если соберется 300 голосов за соответствующую идею, то может это пройдет и в формате конституционных изменений, но не сразу".

Пока что неясно, к чему приведут переговоры и что будет с постом и статусом президента. Останется ли такая избираемая должность, будут ли выбирать президента в парламенте или же вовсе упразднят должность. Также неизвестно, какие полномочия останутся у президента.

Политолог Константин Бондаренко уверен, что новоизбранный президент сохранит за собой те полномочия, которые у него есть при вхождении на должность. Следовательно, лишить полномочий смогут лишь следующего президента.

"Даже если кто-то из его оппонентов попытается превратить Украину в Парламентскую республику, то эта норма будет действовать не для Зеленского, а для его преемника. Потому что президент избирается с определенным набором полномочий и соответственно никто не может его этих полномочий лишать. Народ дает мандат на выполнение полномочий, а депутаты не могут ему этот мандат менять походу или задним числом и т.д. Поэтому, даже если будут приняты изменения в Конституцию, они будут действовать для приемника Зеленского, а не для него самого", — отметил Бондаренко.

Политолог Алексей Якубин не исключает, что Владимир Зеленский может стать последним украинским президентом, избранным народом. Более того — последним президентом с реальными полномочиями.

"В парламентских республиках досрочные выборы — достаточно частое явление, — отметил политэксперт. — Если распадется коалиция — быстренько переизбирают парламент. Парламентская форма ведет к тому, что Парламент принимает решения более взвешенно, медленней, но решения принимаются более качественно. Фигура президента в парламентской республике как правило сохраняется, но ее функции только декоративные. Это резерв власти. Президент выходит на сцену только когда возникает какой-то кризис у Парламента и Премьер-министра", — говорит эксперт.

Удар по авторитаризму

Переход к парламентской республике влечет за собой ряд изменений. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Вся полнота власти переходит к политическим партиям, роль депутатов заметно возрастает.

Примеры парламентских республик находятся рядом с Украиной: Германия, Венгрия, Болгария, Италия. Главой государства может стать только политик, обладающий мощной партией.

Алексей Якубин считает, что в парламентской республике чаще приходят к консенсусу. Также эта форма правление четко распределяет полномочия.

"Большинство наших соседей в Европе, если мы говорим про ЕС, имеют скорее парламентскую форму, чем президентскую. Парламентская республика позволяет в большей мере вырабатывать консенсусные решения. В Парламентской республике четко понятно, кто контролирует исполнительную власть. У нас президент ассоциируется с тем, что он главный, с одной стороны. А с другой стороны у нас есть премьер. А когда мы говорим об исполнительной власти, то она получается двуглавая. Есть премьер, который выполняет значительную часть функций, и есть президент, который также претендует на влияние на исполнительную власть и имеет свою параллельную юрисдикцию — возможность издавать указы, минуя Парламент. При этом, когда ему выгодно, он говорит, что это его заслуги работы от экономики, от внешней политики. Когда не выгодно, звучат фразы, что это недоработки Кабмина. В той форме, которая у нас сейчас, Кабмин находится слегка в подвешенном состоянии. Между Президентом и Парламентом", — говорит Якубин.

Владимир Фесенко в комментарии "Вестям" отметил, что парламентская республика — мощный удар по тоталитарным тенденциям. К тому же, это логичная форма правления в неоднородной политической среде, какой является украинский политикум и общество в целом.

"Нет идеальных форм правления. У нас смешанная форма правления — это своеобразный компромисс разных элитных групп, и это отражение неоднородности политических предпочтений в украинском обществе и в элитах. Президентская республика — это большой риск авторитарных тенденций. У смешанной формы проявляются постоянные противостояния в тех или иных формах между президентом и парламентом, президентом и правительством — тоже есть свои проблемы. Плюс парламентской республики в том, что в наших условиях эта форма будет подталкивать элиты к постоянному поиску компромиссов. Это может снижать риски расколов в элитах и в обществе, риски жестких конфликтных ситуаций, может способствовать поиску компромиссов наших политических сил. В этом плане мы будем приближаться к Европе, где парламентская форма доминирует", — говорит Фесенко.

Разумеется, у парламентской республики есть и минусы, так как она бывает нестабильной. С другой стороны, это способствует смене власти, что помогает освежать застоявшееся политическое болото.

По мнению Фесенко, в Украине могут быть парламентские кризисы в случае парламентской республики. Правда, от таких кризисов страна не была застрахована ни в 90-е,ни в середине 2000-х.

"При парламентской форме правления основным институтом будет не парламент, а правительство, которое будет играть решающую роль, но если будет меняться формат парламентского большинства, если будут постоянные внутрипарламентские конфликты, то велик риск и периодических роспусков парламента. Сильнее будет политическая нестабильность — вот в чем потенциальный риск и проблема парламентской формы правления", — отметил политолог.

Зеленский пока что спокоен

Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что идет в президенты для того, чтобы менять страну к лучшему. Для качественных изменений ему потребуется даже больше полномочий, нежели те, которыми наделен президент согласно Конституции.

В связи с этим возникает вопрос — а согласится ли сам Зеленский на урезание своих полномочий? Если у он победи на выборах, а также проведет свою партию в парламент то под куполом на Грушевского могут начаться горячие противостояния за полномочия президента. Владимир Фесенко уверен, что в команде Зеленского переформатирование вряд ли поддержат. Иначе вся работа может пойти прахом.

"Я думаю Зеленский для себя такие нюансы еще не представляет. Некоторые люди в его команде будут к этому относиться критично. По простой логике, команда президента всегда будет негативно относиться к любым попыткам ограничить полномочия главы государства", — говорит Фесенко.

Константин Бондаренко считает, что Зеленский пока что уверен в том, что у него будут нынешние полномочия президента. В его штабе о переформатировании пока не задумывались.

"Зеленский может отнестись к такому переформатированию с улыбкой. Что Зеленский, что Порошенко — кто бы не стал президентом, все равно понимает, что он остается при своих полномочиях и при своих интересах. Все зависит от того как прописаны те или иные нормы. Иногда можно говорить о том, что в Парламентской республике премьер благодаря формату или особенностям коалиции иногда пользуется очень серьезными полномочиями, которые иногда даже не по силе президенту", — говорит эксперт.

Роль личности в украинской политике играет очень сильную роль. Чаще это негативно влияет на положение дел в стране, нежели наоборот. Переход к парламентской республике может как минимум уберечь Украину от авторитаризма. С другой стороны — в Украине де-факто практически не существует настоящих политических партий, в которых идет внутрипартийная борьба и нет одного "вечного" лидера. Партии в Украине пока что создают исключительно под конкретного лидера, мечтающего сосредоточить в своих руках всю полноту власти.

Джерело: Вести-UA

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

20 травня 2019 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Тактична боротьба навколо дострокових виборів може продовжитись
20 травня 2019 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
На парламентских выборах будут чаще использовать традиционные технологии
архів коментарів

Персональний кабінет