Розсилка новин

Підпишіться на розсилку нових матерiалiв сайту
Версія для друку 12 квітня 2019 року

Золотые голоса: сколько на самом деле потратили кандидаты на своих избирателей

Золотые голоса: сколько на самом деле потратили кандидаты на своих избирателей
Еще в феврале эксперты рынка политконсалтинга прогнозировали, что общая сумма, которую кандидаты в президенты Украины потратят на кампанию, достигнет миллиарда долларов. После первого тура выборов Комитет избирателей Украины подсчитал, во сколько каждому кандидату обошелся голос его избирателя. Результаты оказались довольно неожиданными. EtCetera интересовался у экспертов, насколько объективны подсчеты КИУ и кому из кандидатов голоса обошлись в действительности намного дороже.

ДОРОГИЕ ВЫ НАШИ. Для расчета стоимости голосов КИУ использовал официальные данные о суммах, потраченных кандидатами на проведение агитации и денежный залог для участия в выборах, и количестве проголосовавших за него избирателей.

Дороже всего голос одного избирателя обошелся Роману Насирову – в 997 гривен. Он потратил 2,5 млн гривен на залог и получил 2,5 тыс. голосов.

Чуть дешевле обошлись голоса избирателей Сергею Каплину – за потраченные на кампанию 12,6 млн гривен он получил 14 тыс. 871 голос, то есть по 871 гривне за одного избирателя.

Действующему президенту Петру Порошенко каждый голос стоил 141 гривню, Юлии Тимошенко– 68 гривен.

ДЕШЕВО, СЕРДИТО. Самыми дешевыми стали голоса для Владимира Зеленского (16 гривен) и Игоря Смешко (4 гривни). Лидеру президентской гонки пришлось потратить, по официальным данным, 88,9 млн гривен, но за него проголосовали 5 млн 529 тыс. 460 украинцев.

Смешко, неожиданно для многих набравший 1 млн 104 тыс. 537 голосов, потратил на свою кампанию 3,9 млн гривен.

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА. Глава КИУ Алексей Кошель, комментируя представленные данные, отметил, что в действительности стоимость голоса для каждого кандидата может быть совершенно иной, поскольку для расчетов брались те суммы, которые были указаны в промежуточных отчетах кандидатов. Также невозможно учесть расходы так называемых технических кандидатов и теневые затраты на агитацию.

Исполнительный директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов в разговоре с EtCetera подтвердил, что представленные цифры могут быть далеки от реальных. По его мнению, самая правдоподобная информация о «цене голоса» – у Порошенко.

Александр ЛЕОНОВ, политолог:

Это только те деньги, которые были указаны официально. Ближайшие к реальным цифрам – затраты штаба действующего Президента Петра Порошенко. По Тимошенко – ее избирательная кампания стартовала еще в мае 2018 года, и только из отчета НАЗК мы узнали, сколько миллионов гривен она на самом деле потратила за этот период. Грубо говоря, указанные КИУ цифры – это то, что кандидаты потратили за последние три месяца. По Насирову – его расходы не были большой интригой. Даже потратив относительно небольшую сумму, в пересчете на количество голосов его расходы стали максимальными.

Он добавил, что «эти цифры свидетельствуют скорее об эффективности новых технологий, соцсетей, бордовой рекламы. Это больше статистические показатели, чем реальное положение вещей».

Владимир Фесенко считает, что траты президента на избирательную кампанию на самом деле «на порядок выше озвученных», поскольку «никто не знает, сколько было потрачено на фонд «Турбота», на агитационную сеть, на официальные мероприятия с участием Порошенко. Эти траты невозможно посчитать».

ШОУ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Эксперт по международным вопросам Украинского института анализа и менеджмента политики Владимир Воляотмечает, что «в общем подсчете стоимости голосов можно доверять».

Владимир ВОЛЯ, эксперт:

Конечно, были прямые и косвенные расходы. По Зеленскому: его концерты с «95 кварталом» и «Слуга народа» – это шоу двойного назначения, которые имели агитационный характер, однако их в расчете цены голоса не учитывали. То же с Порошенко – его участие в официальных мероприятиях, поездки по стране с томосом не квалифицируют как избирательную кампанию.

Он добавил, цена голосов для Насирова –закономерна: «из-за скандалов его репутация была фактически уничтожена. Поэтому, с его репутацией, сколько бы он ни потратил на избирательную кампанию, голоса могли бы обойтись еще дороже».

ВСЕГДА ДОРОГО. Владимир Воля напоминает: участие в выборах в любом случае требует больших затрат. Денег требуют команда, эфиры, члены избирательных участков, наблюдатели, присутствие СМИ, переезды, зарплаты.

Владимир ВОЛЯ, эксперт:

Большинство кандидатов утверждают, что живут за счет зарплаты. Кто им дал 2,5 млн гривен на регистрационный взнос? По Порошенко: все кандидаты, которые фактически начали избирательную агитацию задолго до ее официального начала, потратили в разы больше, чем указано официально за эти три месяца. До того, как начал действовать Закон «Произбирательные фонды». Это добавляет огромные суммы расходов. Говорили, например, что Тимошенко финансируют сторонники.

Воля добавил, что те кандидаты, которые занимают высокие госдолжности, всегда в выигрышной позиции: за государственный счет ведется работа по созданию их положительного имиджа у избирателей. Вместе с тем, эти траты не засчитываются в стоимость избирательной кампании.

Джерело: ETCETERA.MEDIA

Додати повідомлення

Вам необхідно зареєструватися або авторизуватися для того щоб створювати нові повідомлення.

Коментарі експертів

19 квітня 2019 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
Звільнення Савченко показує ступор в СБУ та прокуратурі
18 квітня 2019 року
Фесенко Володимир В'ячеславович:
От ситуации с дебатами и анализами выиграла команда Зеленского
архів коментарів

Персональний кабінет